qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

  Психологическая помощь родителям

 

 

 Запишись в новую школу

 Объясняем.РФ

Телефон доверия

  Телефон доверия

 

Материалы занятий программы "Я среди других"

Тема "Характеристика общения. Функции и цели общения"

МБУ "Школа №28", занятие 3 ноября 2023.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Ознакомиться с темой можно здесь.

Домашнее задание 

Тест «Умеете ли вы слушать»

Многие психологи считают, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что нам говорят. Даже, когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многие слова пролетают мимо. Из-за этого, кстати, могут разрушиться приятельские отношения и отношения в семье. Умение слушать очень важно в беседе, если говорит только один человек - это уже не беседа, а монолог. Тест: https://onlinetestpad.com/ru/test/17903-umeete-li-vy-slushat

Результаты теста присылать педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна (https://vk.com/kuraevav2).

  

Тема «Конструктивное и неконструктивное общение. Техника Я-высказывания. Умение слушать»

МБУ "Школа №90", занятие 30 декабря 2020


Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют конструктивное и неконструктивное.

Конструктивное общение - это общение, при котором партнеры чувствуют себя комфортно, используя этически обоснованные формы общения (вежливый, приветливый тон, взгляд), могут договориться между собой и прийти к результату, который устраивает обе договаривающиеся стороны.

Неконструктивное общение -это общение, в котором используется негативная лексика, авторитарный тон, задевается чувство достоинства партнеров, указываются какие-то личностные качества, результат общения не устраивает обе стороны, партнеры чувствуют себя неудовлетворенными процессом общения.

Ознакомиться с темой можно здесь. 

С наступающим Новым годом, дорогие ребята!

 

Тема: «Обстановка и ошибки восприятия. Особенности коллектива. Внутренняя и внешняя речь. Монологическая речь и диалог»

МБУ "Школа №90", занятие 23 декабря 2020.

Восприятие человека— это целостный образ другого лица, формирование которого происходит на основе оценки его внешнего вида и поведения. В ходе общения, в процессе которого порой происходят ошибки восприятия, человек взаимодействует с теми, кого видит в первый раз и с теми, с кем уже достаточно хорошо знаком. В одном и том же явлении одни люди способны увидеть только его отдельные, упрощенные и поверхностные стороны. Другие видят явление более глубоко, воспринимая его и описывая посредством более сложных характеристик. Какие существуют ошибки нашего восприятия, и как они влияют на общение в коллективе? 

Ознакомиться с темой можно здесь.

Домашнее задание

Упражнение «Фото».

Выберите 2 фотографии в интернете (портреты) незнакомых вам людей. Опишите их черты лица, попробуйте угадать черты характера и профессию. Какое впечатление у вас складывается об этих людях? Постарайтесь выбрать 2-ух человек разного возраста.

Результаты с фотографиями присылать педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна: (https://vk.com/kuraevav2).

 

Тема: «Преимущества и недостатки разных позиций в общении. Барьеры в общении. Факторы эффективного общения»

МБУ "Школа №90", занятие 16 декабря 2020.

Позиция в общении может преобладать в поведении человека постоянно, становится характерным для него, «удобным». Иногда же человек меняет позицию в зависимости от ситуации, выбирая наиболее эффективную, дающую нужный результат.

Довольно часто в разговорах с людьми мы слышим фразы вроде: «Ну что ты учишь меня как маленького?!», «Ты разговариваешь со мной как мои родители!», «Давайте обсудим это как взрослые люди!». Что имеют в виду люди, говоря так? Что они подразумевают? Какие препятствия существуют в общении, и как именно они нам мешают?

Ознакомиться с темой можно здесь.

Домашнее задание

Пройдите тест Эрика Берна и узнайте свою доминирующую субличность: Ребенок, Взрослый или Родитель. Тест: https://cutt.ly/ThFBLhr

Результаты теста присылать педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна: (https://vk.com/kuraevav2).

 

Тема «Мир экстраверта и интроверта. Эго-состояния личности».

МБУ "Школа №90", занятие 9 декабря 2020.

Существует несколько базовых характеристик личности, которые делают каждого из нас неповторимым. В их числе понятия интроверсии и экстраверсии, которые были выделены известным психологом Г. Юнгом. В принятой классификации существует три типа людей: интроверты, экстраверты и амбиверты. Что характеризует каждый из видов и в чем отличие?

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем, возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego — «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья. Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто, а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно. Что означает быть Родителем, Взрослым и Ребенком? Как в нас уживаются все эти роли?

Ознакомиться с темой можно здесь.

Домашнее задание

Тест «Интроверт или Экстраверт?»: https://clck.ru/FnEL9

Узнайте, к какому типу личности вы относитесь! Результаты теста присылать педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна: (https://vk.com/kuraevav2).

 

Тема: «Форма изложения. Техники постановки вопросов»

МБУ "Школа №90", занятие 2 декабря 2020.

Умение слушать другого человека имеет большое значение практически во всех сферах нашей жизни:

·           Помогает понять нашего собеседника, правильно воспринять ту информацию, которую он до нас доводит;

·           Помогает нам дать возможность другому человеку высказаться, излить свою душу, поделиться своими проблемами, идеями, мыслями;

·           Помогает наладить доброжелательные отношения.

Слушать – дело сложное, требующее напряжения, т.к. голова всегда забита множеством проблем.

Ознакомиться с темой можно здесь.

Домашнее задание

Прочитайте историю в документе один раз! После чего, не подсматривая, ответьте на вопросы в таблице! Будьте честными, так гораздо интереснее. 

После заполнения не перечитывай текст, а отправь то, что получилось педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна (https://vk.com/kuraevav2). Ничего страшного, если будут ошибки!

 

Тема «Вербальное общение. Роль вербальных средств в передаче информации и их особенности»

МБУ "Школа №90", занятие 25 ноября 2020.


Вербальное общение – это обмен информацией при помощи устной или письменной речи. Проще говоря, это словесное общение, смысл которого не меняется, независимо от того, разговаривают собеседники вживую или обмениваются текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация осуществляется исключительно при помощи слов: сказанных, написанных или напечатанных. Активная жестикуляция, мимика, многозначительные покашливания и особенности интонации относятся уже к невербальному общению.

Если необходимо что-то объяснить, грамотно и последовательно изложив все факты, основным каналом становится вербальное общение.

Ознакомиться с темой можно здесь.

 

Домашнее задание

Как вы думаете, какие существуют ошибки в общении? Как не стоит говорить и почему. Придумайте 5 своих правил или конкретных ошибок. Вспомните, что не нравилось иногда в собеседниках именно вам (не в поведении или внешности, а именно в речи). Ответы присылать педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна (https://vk.com/kuraevav2). 

 

Тема "Невербальное общение. Роль невербальных средств в передаче информации"

МБУ "Школа №90", занятие 18 ноября 2020.

Невербальное (неречевое) общение включает в себя позы и жесты, мимику, походку, межличностное пространство и т.д.

Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:

1. люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;

2. люди не обладают физической возможностью произносить звуки.

Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.

Ознакомиться с темой можно здесь.

Домашнее задание

Тест «Основные невербальные сообщения»: https://goo.su/33sQ

Проверьте, насколько хорошо вы распознаете невербальные сигналы других людей.

Результаты теста присылать педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна: (https://vk.com/kuraevav2).

 

Тема "Характеристика общения. Функции и цели общения"

МБУ "Школа №90", занятие 11 ноября 2020.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Ознакомиться с темой можно здесь.

Домашнее задание 

Тест «Умеете ли вы слушать»

Многие психологи считают, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что нам говорят. Даже, когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многие слова пролетают мимо. Из-за этого, кстати, могут разрушиться приятельские отношения и отношения в семье. Умение слушать очень важно в беседе, если говорит только один человек - это уже не беседа, а монолог. Тест: https://goo.su/2Y6F

Результаты теста присылать педагогу в Вконтакте. Кураева Виктория Владимировна (https://vk.com/kuraevav2).

 

 

 Тема: Итоговое занятие «Я среди других» 

Для прохождения теста вам необходимо скачать сам тест и бланк ответов. 
С вашими ответами бланк необходимо отправить на почту педагогу Федоровой Олесе Петровне fop@cir.tgl.ru.
 
Удачи!
 
Итоговый тест
 Бланк ответов 

Тема: «Технологии успеха»

Каким вы видите свое будущее?  А какими вы себя видите в этом будущем? 

В последнее время мы много слышим и говорим об успешности, об удачливых людях, что успешным быть престижно, хорошо. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что каждый бы хотел быть успешным. Давайте разберемся, что же такое успех, чем он отличается от удачи, может ли неудача привести к успеху.

Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых называют "везунчиками" и говорят, что "они родились в рубашке". Для этих представителей человечества жизнь вроде бы не составляет труда, им хорошо в этом непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства всегда складываются благоприятно для них. Они никогда не жалуются на нехватку денег, им достаются самые красивые женщины и самые мужественные мужчины. Они достигают тех должностей, которые хотят. Они всегда выглядят веселыми и беззаботными. Они всегда УСПЕШНЫ.

Но мы также знаем людей, которым в этой жизни не везет – большей частью или всегда. Они призваны в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в "поте лица своего", да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, чего хотелось бы,  денег никогда не хватает. В лучшем случае они могут надеяться, что повезет в будущем. Поэтому они всегда покупают не то, что хотят, а то. На что есть деньги, и потом еще переживают, расставшись с деньгами и сомневаясь: "А стоило ли?". Мир воюет против них. Никогда они не достигают желанных должностей – всегда какой-нибудь (нехороший) человек перехватывает желанное место. Это дает им повод завидовать ему. Впрочем, завидуют они всем и во всем: у того жена красивее, у этой муж зарабатывает, те лучше отремонтировали квартиру, вон уже третью машину за год меняет, а я только вторую, сосед вон сколько зарабатывает, дети у нее воспитаннее, ей класс лучше дали, а у меня… Подобные люди пребывают в вечном раздражении, все  не по ним. Это  НЕУДАЧНИКИ.

Вот такие небольшие зарисовки. Изучением причин того, почему одни люди успешны, а другие нет, в психологии занимались представители различных направлений. Рассмотрим две точки зрения на понятие "успешность"

 

Являются ли слова успех и удача синонимами? Попробуем разобраться.

Перечень ситуаций:

1.Вы долго и серьёзно тренировались и победили на соревновании.

2.) Вы выиграли в лотерею крупную сумму

3.) Вы не готовились к контрольной работе, но получили хорошую оценку.

 4. Вы усердно занимались и победили в олимпиаде по русскому языку.

 5. Вы хорошо учились в школе, отлично сдали экзамены и поступили в престижный вуз.

6.) Вы случайно получили высокий балл на экзамене.

Таким образом, мы можем сделать вывод: удача – это стечение обстоятельств, а к успеху ведет долгая и упорная работа.

Удача – не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерею.

Удача сваливается на вас просто потому, что вам повезло.

Успех приходит к тем, кто его заработал:

- Вы знали, что хотели;

- Вы сделали то, что нужно для этого;

- Вы получили то, к чему стремились:

- Это ваш успех, и он всегда с вами.

Удачливым быть приятно, успешным престижно и надежно.

Достижение успеха для человека - важное условие обретения счастья. У каждого человека свое понимание успеха и собственные способы его достижения. 
Кто-то ориентирован на внешние атрибуты успеха - достижение статуса, богатства (в основном, Америка и Западная Европа, в настоящее время Россия), а кто-то - на преобразование внутреннего мира - достижение внутренней гармонии (в основном, страны Востока). 

Попробуем создать портрет успешного человека. Какими качества отличают успешного человека?

·         Уверенность в себе.

·         Активность.

·         Целеустремленность.

·         Эффективность деятельности.

·         Саморазвитие.

Характеристики людей нацеленных на успех:

·         Высокая мотивация достижения: стремление к достижению совершенства во всем.

·         Уверенность в себе: полагаться на собственные силы.

·         Высокая производительная активность, целенаправленность.

·         Проявление самостоятельности и уверенности в своих возможностях.

·         Проявление риска: уверенность в успехе.

·         Принятие высокой степени ответственности.

·         Стремление найти адекватные средства реализации цели.



А сейчас попробуем вывести формулу успеха.

Успех не приходит просто так, его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей.

Нужно четко представлять то, что хочешь. Это – цель.

Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это – ресурсы.

Нужно незамедлительно начинать действовать. Это – действия.

Вы получите то, что хотели. Это – результат

Формула успеха

Успех = подготовка + возможности.

Изображение

Припомните те случаи своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями.

- Какие чувства вы испытывали?

- Какие ресурсы вы тогда использовали максимально эффективно? 

( Выслушать и прокомментировать ответы)

А теперь постарайтесь припомнить случаи, когда вы терпели неудачу.

·- Что вы тогда чувствовали?

- Что делали после?

- Какие цели перед собой ставили? (Выслушать и прокомментировать ответы)



 Зачастую именно через неудачи пролегает  путь к  выдающимся достижениям.

Неудача – это ступенька к успеху.

У каждого человека есть возможность выбора. Очень важно научиться переживать неудачи, видеть в них возможности для саморазвития. Не бойся проигрывать, всякая неудача – новая возможность начать сначала. Не важно откуда ты, с какой точки начинаешь, гораздо важнее куда ты идешь.

Упражнение «Мой успех»

Попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали, что, достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?

Припомните 3-5 таких случаев. Запишите их, зафиксируйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали, что добились успеха?

НЛП (Р. Бендлер, В. Сатир): в зависимости от стиля поведения и общения все люди делятся на две категории – "ПРИНЦЫ" и "ЛЯГУШКИ". 

"ПРИНЦЫ":

1.                      Чувствуют, что они уникальны, ни на кого не похожи, что других, точно таких же, как они, в мире не существует;

2.                      Независимы: не навязывают себя другим, но и остальным не позволяют это делать;

3.                      Самостоятельны: не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, но и последних не переделывают под свои стандарты;

4.                      Принимают себя такими, какие есть: не тратят время, обижаясь на родителей, которые их такими уродили, и на бога, который это допустил; не жалеют себя, таких несчастных;

5.                      У них могут быть разные способности, либо отсутствовать многие из них, но их внимание обращено на имеющиеся и на то, как эффективнее их применить. Для них вообще характерно слово "ЭФФЕКТИВНОСТЬ"

6.                      Они могут ошибаться и терпеть поражение, но никогда не потеряют самоуважение и чувство собственного достоинства. "Можно все потерять, но ведь и можно, предприняв соответствующие усилия, все восстановить".

7.                      Они  не боятся проявлять свои чувства.

8.                      Признают за собой и за другими определенные права.

9.                      Ответственны, но не стараются решать проблемы вместо других людей.

10.                  Не стремятся убежать от своего прошлого и "закрыть глаза" на будущее.

11.                  Делают то, к чему лежит их душа. Это не означает, что все, чем они занимаетесь, приносит им удовольствие. Они  могут дисциплинировать себя "сейчас" в ожидании удовольствия в будущем. Тем не менее, если им  все-таки приходится выполнять работу, которая не слишком нравится, они пытются внести в нее изменения.

12.                  Они  умеют радоваться и наслаждаться всем.

13.                  Они  не замыкаются на своих проблемах,

"ЛЯГУШКИ":

1.                      Живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих.

2.                      Им всегда кто-то или что-то мешает жить.

3.                      Они никогда не живут в настоящем.

4.                      Все их силы расходуются на переживание собственной  неуспешности или хамства окружающих, но отнюдь не на анализ происходящих непосредственно с ними событий.

5.                      Их  раздражает, что мир живет не по их правилам, и они стремятся этот мир переделать. Поэтому они пытаются манипулировать людьми, заставляя их делать то, что они не хотят делать, но,  по их представлениям, должны.

6.                      Их  мир – мир чувств, но они переживают их в  себе.

7.                      Они   всячески сопротивляются всему новому.

8.                      Они  считают, что весь мир должен заботиться о них. Они  не любят самостоятельно принимать решения.

9.                      Они  чрезмерно зависимы от мнения окружающих.

Трансактный анализ (Э. Берн): "Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все прошли индивидуальный путь развития. У нас была особая семейная атмосфера со своими традициями воспитания. Мы все рождены для того, чтобы добиться успеха и реализовать себя. К 5-6 годам у каждого формируются базовые установки, которые проявляются в самооценке и оценке других на протяжении всей жизни человека. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении, деятельности и т.п.

Возможны 4 вида психологических установок на общение с окружающими:

1). "я ОК – ты ОК"  (у меня все хорошо – у тебя все хорошо). Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решить все проблемы.
2). "я ОК – ты не ОК". Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У таких людей затруднено конструктивное сотрудничество, т.к. по их мнению все поступают не так.
3). "я не ОК – ты ОК". эта установка возникает из мнения, что все выросли в хороших здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими, либо нуждается в симбиотической связи с сильными.
4). "я  не ОК – ты не ОК". эта установка близка к ненормативной, вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессиям, непредсказуемы.
Надо отметить, что редко кто придерживается одной из этих установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля одной из них. Чаще доминирует какая-то одна установка. Важно поверить, что эту установку можно изменить. Важно укрепить в себе состояние "я ОК – ты ОК"

Формула успеха: ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Правильный выбор профессии позволяет человеку полностью реализовать собственный потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Во-вторых, необходимо обладать набором профессионально важных качеств для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических.
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Можно представить эти условия в виде трех окружностей – "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО". Предположим, что кому-то из вас нравится считать звезды в ночном небе. И это у него прекрасно получается. Но почему-то никто не торопится оплачивать такой труд. "ХОЧУ" и "МОГУ" совпадает, а вот надо лежит в стороне. Возможны и другие варианты:

 1. Желания, возможности самого человека и требования рынка труда далеки друг от друга. Можно быть уверенным, что этот человек не станет профессионалом, а его труд не будет востребован.

 2. Желания, возможности и требования рынка пересекаются, хотя не совпадают. Можно прогнозировать большую профессиональную успешность, чем в первом случае.

 3. Все факторы совпадают. Можно уверенно говорить о том, что этот человек будет получать удовольствие от своей работы, делать ее лучше других и всегда будет в цене.

Домашнее задание

 

Инструкция: «Посидите где-нибудь в одиночестве и напишите несколько положительных высказываний о самом себе». Можно начать с мелочей, которые вам в себе нравятся, например, «Я люблю свой глубокий голос», «Я здорово умею играть с маленькими детьми» и т. д. Затем просмотрите все предложения и проверьте, действительно ли вы с ними согласны.

  

Тема: «Алгоритм принятия решений. Построение плана на будущее»

Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти.

© Оноре де Бальзак

 

 

 Любому человеку ежедневно приходится принимать немало решений. Причем от качества найденного варианта зависит очень много. Поэтому необходимо уметь принимать решения эффективно и грамотно. Каждый из нас постоянно ищет ответы на множество вопросов. Решения могут быть глобальными и малозначительными, судьбоносными и рутинными. Но в любом случае решение – это выбор из имеющихся альтернатив наиболее подходящего варианта. При принятии решения человек берет на себя предполагаемые риски и ответственность за последствия. Поэтому принимать любые решения – это достаточно трудное дело. Особенность бытовых решений обычно заключается в том, что лицо, принимающее их и исполняющее, чаще всего совпадает.

 

Поступок – это осознанное действие того или иного человека.

Алгоритм – последовательность действий.

Алгоритм принятия решения:

1 шаг: Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись-подумай;

2 шаг: Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;

3 шаг: Выбери тот поступок, последствия которого безопасны. Не делай того, что может иметь плохие последствия;

4 шаг: Похвали себя за то, что тебе удалось поступить правильно и избежать плохого поступка.

 

Упражнение «Выбор».

Цель: осознать ответственность за принятие решения о собственном  профессиональном будущем, важности продолжения образования.

Время: 20 минут.

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования...

Необходимо письменно ответить на вопросы:

В каком городе или даже стране вы находитесь?

Какое у вас время года?

Что вы будете делать?

Каковы ваши действия?

Что вы умеете делать? (составьте список работ.)

Что будет потом?

В общем, устройте свою жизнь.

 

 

 Упражнение «Чего я хочу достичь».

Цель: настроить на успех.

Время: 15 минут.

Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось научиться? Подумайте, как вы могли без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом?

Анализ:

Трудно ли было выбрать важную цель?

Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого?

Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз - достижимые?

 

Творческое задание «Захламленный сад».

Инструкция:

1. Представь себе, что твои жизнь, дела - это заброшенный сад, в котором ты стремишься навести порядок, возродить его, оживить старые кусты и деревья. Некоторые растения так разрослись, что не видно земли и тропинки.

2. Представь, что ты начал с определённой части сада, подрезаешь ветви, пересаживаешь деревья, поливаешь их (т.е. делай всё, чтобы оживить, возродить сад).

3. Ты пытаешься протоптать и упорядочить тропинки, ведущие к различным уголкам сада.

4. Ты пытаешься придать саду эстетический, гармоничный вид, делаешь всё, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы согласовывались, дополняя друг друга, образуя прекрасный растительный ансамбль.

По аналогии с упорядочиванием сада пытайся упорядочить свои школьные дела. Стремись, чтобы отдельные виды деятельности согласовывались, дополняли, обогащали друг друга.

И теперь, взвесив все «за» и «против», подумай, что же в первую очередь ты будешь делать, чтобы добиться успехов в достижении своих целей.

 Упражнение «Мой жизненный путь».

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, цветные карандаши.

Инструкция: на листе бумаги нарисуйте свой жизненный путь и отметьте период жизни, в котором вы находитесь на данный момент.

А что то же такое «успех»? Подумайте.

Успех – это последовательное достижение намеченных серьезных жизненных целей. Нельзя почувствовать себя достигнувшим чего-то, если не пожелаешь этого достигнуть.

Подумайте, с чем ассоциируется у вас  будущее. Запишите.

То, что вы записали, это и будет вашими целями жизни.

А теперь представьте , что прошло много лет и самые смелые ваши мечты сбылись Вы сидите кто-то на кожаном диване ,кто-то  нежится в мягком уютном кресле около камина, и  пишите письмо своему другу детства, с которым не виделись много лет.

“Памятка”, в которой необходимо заполнить пропуски. 

Здравствуй, ………................(укажи имя друга детства)!

Сколько же лет мы не виделись? По-моему, целых……(укажи, сколько лет прошло)! Сегодня мне уже………..(укажи, сколько тебе будет лет, когда ты будешь писать это письмо). Я живу………(где) и работаю…….…(где и кем). Моя семья состоит из…………………(перечисли членов своей будущей семьи). В свободное время я обычно ……………(опиши свои увлечения). И вот еще что.............(допиши все, что считаешь нужным).

Кажется, я вполне счастлив, сбылись мои самые сокровенные мечты……………….(укажи какие). Думаю, это произошло, потому что в детстве, когда я еще учился в школе, я…………(напиши, что ты делаешь сейчас для того, чтобы в будущем сбылись твои мечты).

Вот, пожалуй, и все.

…………(подпишись)

…………(напиши дату окончания письма, не забудь, что произойдет через много лет).

По завершении желающие читают свои “письма”.

 

Что-же мы должны  делать уже сегодня для осуществления своих надежд?

Влиять на свое будущее вы можете уже сейчас, в настоящее время, мы свами составили шаги, план реализации на пути к выстраиванию собственного будущего.

Одним из шага на пути к желаемому будущему - это получение профессии.

 Упражнение «Я из будущего».

- А теперь представьте, что вы в настоящем будущем, взрослые деловые люди, а может и не деловые, может жизнь завернула не на ту жизненную дорогу и сейчас у вас есть возможность из того будущего  заглянуть в с своё прошлое т.е. в наш сегодняшний день. Таким образом, можно из своего будущего дать совет себе “сегодняшнему”.

 Какие советы вы бы дали себе? Запишите.

 Домашнее задание.

Нарисовать рисунок  или сделать коллаж «Я в будущем»

Диагностический тест "7 вопросов"

 

Беседа – притча «Ставь перед собой высокие цели!».

 

Тема: «Концепция постановки целей»

 

Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит?

Именно сегодня мы займемся осознанием и постановкой наших целей.

 

2. Выделение основных понятий

Но для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель и «целеполагание». Для того, чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия – это «желание» и «мечта».

Подумайте и мысленно или запишите на листочек  ответы на вопросы:

·  «Что такое желание?»

·   «Что такое мечта».

·  «Что такое цель?»

Т.о. мы определили, что низшей ступенью является желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Затем идет мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие – цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия.

 

Что же влияет на достижение цели? Какие факторы?

Их можно разделить на внешние. Какие причины могут помешать достижению цели:

И внутренние. Какие причины могут лежать в самом человеке?

Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний. Я вам даю время, а вы подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды?

 

Постановка цели

А сейчас мы с вами постараемся сформулировать одну цель, над которой будем работать на протяжении заниятия. Подумайте, какую цель вы бы хотели достичь, желательно, чтобы ее реализация была выполнена в течение одного года.

Перед тем как ее записать, пройдемся по основным правилам постановки цели.

Правильная постановка цели – это фундамент нашего сооружения под названием «Достичь цель». Фундамент будет прочный, поэтому будет состоять из кирпичей.

Кирпич  № 1. Позитивная утвердительная формулировка. Например, вместо «не хочу жить с родителями» надо «хочу жить отдельно от  родителей». Ум не воспринимает негативно заявленные цели. Психологи давно заметили, что наш мозг не воспринимает частицу «Не».

Кирпич № 2. Цель должна быть конкретной, измеримой. Конкретизируйте свою цель, чтобы желаемый результат был четким, понятным не только вам, но и окружающим. Как вы узнаете, что цель достигнута? Какой конкретно результат? Как он выглядит?

Кирпич № 3. Цель должна иметь конкретный срок завершения. Мы склонны получать все и сразу. Цели с такими нереальными сроками обычно не выполняются. Срок должен быть конкретный, т.е. не «через 5 лет», а «1 января 2016 года».

Кирпич  № 4. Необходимо учесть экологичность и последствия. Какие могут быть негативные последствия для вас, если вы достигнете эту цель? Допустим, вы поставили себе цель накопить 10 тысяч к сенятбрю 2014 на планшет. Для этого вам необходимо устроиться на работу. Но достижение этой цели может помешать другим вашим целям н-р, хорошо учиться или больше помогать маме. Расставьте приоритеты. Стоит ли планшет вашей плохой учебы?

Кирпич № 5. Цель согласована с ценностями и убеждениями. Цели, которые согласованы с ценностями, выполняются гораздо легче и быстрее. Можно внести изменения только в формулировку цели, и это уже будет совсем другая цель, которая выполнится гораздо эффективнее.

Кирпич № 6. Цель должна быть достижимой. Убедитесь в достижимости цели хотя бы теоретически. Если чувствуется, что цель слишком сложна, но все-таки вы ее хотите — просто поставьте срок достижения чуть больше. Либо ищите другие, реальные ресурсы, которые можно использовать для достижения цели в тот срок, который вы поставили.

А теперь, следуя этим правилам сформулируйте свою цель и запишите на листочке.

 

Визуализация и осознание цели

«Лестница достижений»

А теперь перейдем к визуализации нашей цели. Визуализировать – это представить в рисуночном, графическом варианте нашу цель на листе.

·  Нарисуйте лесенку, состоящую из 6 ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда ваша цель абсолютно не достигнута. Верхняя – когда она осуществлена полностью.

·  Запишите 2-3 признака на первой ступеньке, обозначающих особенности ситуации, когда ваша цель не достигнута. А теперь, напишите на верхней ступеньке, 2-3 признака, по которым вы можете определить, судить, что цель достигнута полностью.

·  Подумайте, на какой ступеньке достижений вы находитесь сейчас. Обозначьте эту позицию и запишите 2-3 ее главных характеристики. Важно записывать, не то, что вы делаете для достижения цели, а что уже конкретно сделали.

·  А теперь главный вопрос: что конкретно вам нужно сделать, чтобы подняться на ступеньку выше и выше? Запишите. Это будут ваши задачи для достижения цели.

·  Когда конкретно каждый из вас сделает то, чтобы приблизиться к цели на одну ступеньку.

Помогли ли данная методика прояснить вашу цель? Увидели ли вы цель новыми глазами?

А есть те, кто посмотрел на то, что нужно сделать, что вам для этого потребуется, и решил, что цель не стоит таких затрат?

Есть ли желающие, кто бы хотел рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения?

 

Упражнение

«Вам осталось жить»

Представьте, что вам осталось жить 20 лет и напишите, что вы хотите успеть за это время – создать семью, родить двоих детей, побывать в 33-х странах, выучить английский через Скайп, получить второе высшее, и т.д. Цели должны быть конкретными.

·  Теперь посмотрите на этот список и ответьте себе на вопрос: «Что бы я сделал, если бы мне оставалось жить 15 лет?». Скорее всего, что-то из списка придется вычеркнуть – сделайте это.

·  Далее – вам остается жить 10 лет, что вы хотите сделать даже в этом случае, а чем готовы пожертвовать? Запишите свои ответы.

·  И, наконец, вам остается 5 лет – что вы будете делать? Может быть, это несколько пунктов из первоначального списка, а, может, что-то совсем другое?

 

Упражнение «Через три года»

У каждого из нас есть в жизни проблемы, какие-то требуют немедленного решения, какие-то мы откладываем и лишь усугубляем. Я вам предлагаю одно упражнение, которое позволит взглянуть на нерешенные дела по-другому, шире. А также определить, что вам действительно важно.

Итак, составьте список наиболее важных дел в данный период жизни, над решение которых вы сейчас работаете (3-5 пунктов).

А теперь представьте, что вы стали старше на 3 года. Подумайте об этих проблемах «задним числом», будто уже прошло 3 года.

И попробуйте ответит на вопросы:

·  Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

·  Как она влияет на вашу жизнь теперь, по прошествии 3 лет?

·  Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, то как бы вы стали ее решать?

Обсуждение: По-другому ли вы стили смотреть на проблемы, перенесясь на 3 года вперед? Какой вывод вы сделали после упражнение и беседы с напарником?

Итак, психологами установлено, что мы достигаем 80 % успеха, затрачивая на все это 20% усилий, а оставшиеся 80% усилий обеспечивают лишь 20% достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80% жизненного успеха.

 

Рефлексия

Понимая, что для вас важнее всего в жизни, что вы хотите успеть сделать во что бы то ни стало, вы учитесь отсекать лишнее, и ставить во главу угла то, что для вас наиболее значимо. Вы не будете ставить себе цели, которые ни прямо, ни косвенно, не ведут вас к большим целям, которые вы увидите в своем будущем. Очень важно периодически (хотя бы раз в год) проверять себя заново, не изменились ли ваши цели, ведь человек – это процесс, в котором постоянно происходят изменения.

  Презентация

 

Тема: Способы самоконтроля на экзамене

Беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация — это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

Для снятия стресса перед экзаменом  предлагаем использовать методы, психологической саморегуляции «Псиклир»:

КУЛЬТУРА МЫСЛИ. Это умение перевести энергию с негативного эмоционального возбуждения и напряжения в позитивный настрой и решение интеллектуальных задач. Эта задача из раздела управления эмоциями решается с помощью управления мышлением, вниманием и выполнения простых физических упражнений психогимнастики.

Вначале нужно понять, что мысли, которым вы уделяете свое внимание можно и нужно выбирать.

Есть мысли, которые активизируют ваше мышление и мысли, которые его тормозят. Первые вызывают легкий позитивный настрой, уверенность, спокойствие и создают свободу мышлению и активизируют память. Вторая группа мыслей вызывает негативные эмоции, угнетенность или гнев, негативные ожидания, заниженную самооценку или негативную оценку окружающим, сковывает мышление и память, фиксируя их на этих же мыслях, создавая ощущение безвыходности, негативные эмоции тревоги и волнения.

Задайте себе вопрос: являются ли мои мысли продуктивными? Они как-то помогут мне приблизиться к моей цели? Или то, что я места себе не нахожу, только мешает мне сосредоточиться и принять правильное решение? Если вы придете к выводу, что ваши мысли непродуктивны, то вам необходимо будет постараться переключить свое внимание на другие, более оптимистичные рассуждения.

Еще одна причина негативных переживаний – это страх ошибки. Он устраняется, когда вы осознаете, что ошибки - это всего лишь этап и часть пути к вашей цели, потому что вы на этом не остановитесь, ведь цель не в том, чтобы не сделать ошибок, а в том, чтобы получить результат.

Чтобы избавиться от страха непреодолимости настоящего вспомните: для чего вы сейчас сдаете экзамен; что вы хотите получить дальше; как этот экзамен помогает вам приближаться к своей цели? Затем вспомните, что вам предстоит и дальше сдавать экзамены, например, в университете или техникуме, на работе, поддерживать своих друзей, а затем и своих детей на их экзаменах, поэтому нет смысла каждый раз так их переживать. Вспомните сколько вы уже сдали экзаменов; сколько выучили; сколько решили различных проблем и задач; что этот экзамен просто один из множества и вы с ним справитесь сейчас или позже, но сейчас вы приложите все усилия, чтобы его сдать.

ПОЗА СИЛЫ. Голова поднята; взгляд прямой, параллельно полу; подбородок слегка поджат, чтобы сохранять позвоночник ровным с естественными физиологическими изгибами; плечи раскрыты; макушка слегка тянется вверх, приятно вытягивая позвоночник. Плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Стопы стоят ровно на полу, полностью соприкасаясь с полом. Такая поза нормализует давление и дыхание,  придает уверенности в себе и энергии.

Одним из эффективных приемов снятия психологического напряжения является расслабление. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. С некоторыми способами расслабления мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня мы познакомимся с другими психологическими способами снятия напряжения.

Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.

Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно.

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Ситуация экзамена, непростая, сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой.

МЕДИТАЦИЯ УСПОКОЕНИЯ УМА. Сядьте в удобную позу и сосредоточьте внимание между бровями. Позвольте мыслям течь, не мешайте им и не увлекайтесь ими, просто наблюдайте за их потоком и ничего не делайте. Когда вы концентрируете свой взгляд на точке за межбровьем останавливается поток мыслей и увеличивается спокойствие, уверенность и благополучие. Суть медитации: сохранять равновесие — не цепляться, расслабление — не удерживать, естественность — не совершать напряженных усилий.

ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ. Сделайте спокойный плавный вдох носом. Пусть воздух заполняет тело в три этапа: живот, область солнечного сплетения и ребер, грудную клетку. После небольшой, естественной задержки дыхания сделайте плавный выдох в том же порядке – от живота к ключицам. Вдох по длине равен выдоху. Дышите носом, заполняя легкие на 80-85 %, не до предела, а до чувства полного дыхательного удовлетворения.

ЙОНИ МУДРА. Примите позу для медитации и дышите медленно, ритмично и глубоко. Задержите дыхание и закройте большими пальцами уши, указательными — глаза, а средними пальцами — ноздри. Положите безымянные пальцы над, а мизинцы под губами, чтобы таким образом закрыть рот. Задержка дыхания делается естественной, на комфортное время, без голодания кислородом, так чтобы выход из задержки был плавным и не слышным, без резкого вдоха). Данное упражнение помогает быстро отключиться от раздражающих факторов, сосредоточить внимание и успокоиться, вернув энергию с внешнего восприятия внутрь тела и психики.

МУДРА ЗНАНИЯ. Указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Руки при этом можно расслабленными положить на колени и сосредоточить внимание на области за межбровьем. Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

МАССАЖ ЛИЦА И ГОЛОВЫ. Поскольку зоны, ответственные за память, располагаются в задней части нашего мозга, не стесняйтесь по чаще потирать затылок, в том числе и во время экзамена. Потрите ладони рук друг о дружку, чтобы кожа ладоней нагрелась. Закройте глаза и положите ладони рук на глаза, ощутите тепло, исходящее от кожи ладоней и расслабляющее ваши глаза.  Далее помассируйте скулы маленькими круговыми движениями от центра лица к ушам. Также полезно массировать виски начиная от верхнего века и до виска, по прямой линии в направлении роста волос и маленькими круговыми движениями.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Избавится от лишнего адреналина помогут приседания, наклоны, ходьба, упор в стену и парту с небольшим, но эффективным напряжением. Сохраняя сидячее положение, «побегайте» ногами вперед-назад и по сторонам. Поднимая и опуская пятки, постучите ими об пол в течение пары минут. Покатайте ногами по полу цилиндрический предмет — ручка или карандаш тоже подойдут. Не вставая со стула, имитируйте ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по очереди. Поглаживайте одну ногу другой — такой массаж отлично разгонит кровь.

РЕЛАКСАЦИЯ. Попеременное напряжение/расслабление мышц тела. Необходимо попеременно напрягать в течение 5 сек. мышцы тела по очереди сверху вниз (мышц лица и головы, шеи и плеч, рук, грудной клетки, живота, ягодичных, промежности и паховой области, ног), а затем максимально расслаблять их.

Повторите 3 раза упражнение для каждой группы мышц. Завершая упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела; при выдохе абсолютно расслабьтесь. Сфокусируйтесь на рождающемся чувстве абсолютного спокойствия. Думайте о себе с любовью, культивируйте в себе доверие, любовь и принятие себя и жизни.

Также можно в течение 10 минут  на фазах «вдох-выдох» произносить про себя фразу: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»: «я» - вдох; «расслабляюсь» - выдох; «и» - вдох; «успокаиваюсь» - выдох. Желательно при этом представлять себе, как на вдохе тело наполняет прохладный свежий воздух, наполненный ярким солнечным свечение, а на выдохе – теплый воздух распространяется по всему организму. Направляйте воображаемое тепло в область рук, ног, лица попеременно, помогая им все больше расслабиться. Представляйте, как тяжелеет ваше тело.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Инструкция: «Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.

О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми».

Анализ:

— Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?

Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.

Упражнение: «Дыхательная релаксация»

Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.

Анализ:

— Как меняется ваше состояние?

— Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

Упражнение «Сосредоточение на предмете»

Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».

Упражнение «Приятно вспомнить»

Инструкция: «Это упражнение следует выполнять в том случае, если вы чувствуете неуверенность в своих силах при решении какой-либо задачи. Проанализируйте опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом и твердо скажите себе: «Я решал задачи и посложнее. Решу и эту!»

Упражнение «Образ уверенности»

Инструкция: «Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? Теперь нарисуйте этот образ или символ».

После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

Анализ:

— Что было легко, а где почувствовали трудности?

— Как этот символ может помочь? 

 

И главное – помните, какими бы сложными не были задачи на вашем пути, они неизбежно разрешатся и приведут вас к заветной цели.

Удачи и спокойствия вам!

 

Рекомендации

Тест

 

 

 

Тема: «Как успешно сдать экзамен».

 

Как вести себя на экзамене:

1.Создайте у себя положительную установку! Скажите себе следующие фразы: «Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех! Я спокоен!»

2.Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, ответы на которые ты знаешь. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.

3.Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Будет время ты к ним вернешься

4. Читай задание до конца! Спешка может помешать правильно понять задание.

5. Запланируй два круга. Первый круг- легкие задания, второй – все остальные.

6. Проверь! Оставь время для проверки работы, чтобы заметить возможные ошибки.

7. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, то доверяй интуиции.

8. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что некоторые рассчитаны на максимальный уровень сложности.

 

Упражнение «Мусор»

На листочке запишите все негативные мысли и переживания относительно ЕГЭ. (Учащиеся выполняют работу).

Сейчас мы совершим ритуал утилизации этих отрицательных переживаний и мыслей, которые приходят в голову. А затем скомкайте или разорвите на мелкие кусочки свои листы и выбросите их в мусорную корзину.

Советы для подготовки к экзаменам:

·         Оставьте для подготовки к экзамену достаточно времени, чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь материал курса за последнюю минуту. Этот подход позволит значительно усилить Вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационный стресс, так как Вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились хорошо. 

·         Составьте расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем. Оставьте достаточно времени для отдыха и развлечений, чтобы избежать переутомления. 

·         Как только Вы заметите, что теряете внимание и Ваш мозг начал уставать, устройте короткий отдых.

·         Не пейте слишком много кофе, чая и газированных напитков; кофеин только больше возбудит Ваш мозг и сделает его менее восприимчивым к информации. Питайтесь чаще и правильным образом; в период подготовки Вашему мозгу требуется больше питательных веществ. 

·         Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят Вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущения стресса.

·         Попробуйте упражнения йоги, дыхательную технику или другие способы для расслабления и преодоления стресса. Они помогут Вам снять напряжение, усилят концентрацию и внимание, а также улучшить сон.

·         Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как Вы не сможете мыслить ясно.

·         Если Вы ощущаете в своей голове пустоту не паникуйте! Паника в данной ситуации только осложнит процесс вспоминания и восприятия информации. Вместо этого, попробуйте на минуту сосредоточиться на медленном, глубоком дыхании. Если Вы все же не можете вспомнить необходимую информацию, переходите к другому вопросу; вернетесь к этому вопросу позже.

·         После экзамена не нужно попусту тратить время осуждая и критикуя себя за то, что по Вашему мнению, Вы сделали не так. Зачастую собственная самооценка бывает самой критичной. Поздравьте себя за те вещи, которые Вы сделали правильно; извлеките полезное из того, что Вы могли бы, по Вашему мнению, сделать лучше и начинайте подготовку к следующему испытанию.

·         Если после экзамена вы чувствуете себя нездоровым, вас что-то беспокоит или угнетает, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Это единственный способ получения помощи и поддержки! В Англии говорят: «Проблема, которой ты поделился, решенная проблема». Следовательно, Вы обязательно должны найти того, с кем Вы можете поделиться своими заботами.

 

Тема: «Психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзамена».

Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:

1.Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и  сдачи  экзаменов.  Данная  стратегия  строится  на  оптимальном  использовании  временного потенциала.

2.Личностные  трудности  - эти  трудности  обусловлены  особенностями  восприятия  учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения  экзамена  (незнакомая  обстановка,  отсутствие  знакомых  преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.

3.Процессуальные трудности - это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования  ответов,  трудности,  связанные  с  ролью  взрослого,  трудности,  связанные  с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

 Определите, к какому типу трудностей относятся те сложности, с которыми вы сталкиваетесь. И тогда вы сможете с ними лучше справится.

Тема: «Самовнушение».

В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д. Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».

Один их способов борьбы со стрессом – самовнушение.

Упражнение «Декларация моей самоценности».

Я прошу вас прочитать вслух этот текст «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я — это Я, и Я — это замечательно!».

 

Успокаивающее дыхание.

В исходном положении, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг, и медленно выдохните в него. А теперь представьте этот круг синим и повторите этот прием четыре раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в воображаемый квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

 

Жизненная сила.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, установите медленное и ритмичное дыхание. Как можно ярче представьте, что с каждым вдохом легкие наполняются жизненной силой. А с каждым выдохом она распространяется по всему телу.


Пресс

Глубоко вдохните. Выдыхайте короткими частыми рывками. Сделайте этот упражнение 3-4 раза.

Упражнение освобождает от внутреннего зажима и напряжения


Формулы оптимального состояния:

·         «Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!»

·         «Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко!»

·         «Я весел и раскован! Мое тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверен в себе!»

·         «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».

·         «Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю».

·         «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства».

·         «Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке».


Заключение.

Осталось меньше двух месяцев, чтобы выучить то, что пропустили, запомнить важные даты и события. Поднажмите на учебу. Готовьтесь к экзаменам, не пускайте все на самотек и не надейтесь на «авось», ходите на курсы и к репетиторам. Не рассчитывайте на "списать" или "мне помогут" - это не пройдёт и скачать готовые ответы на ЕГЭ  тоже. Рассчитывайте только на свои силы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема: "Психологическая подготовка к экзаменам"

 

Даже если знания отпускаются бесплатно,
приходить надо со своей тарой.

Дерек Бок.

 

 

На самом деле каждый из нас периодически сталкивается с "экзаменами" в жизни, ведь мы участвуем в конкурсах, олимпиадах, пишем контрольные, итоговые работы.

 

Экзамен – это испытание, через которое проходят все. И наша задача  научиться справляться с этим испытанием психологически, без вреда здоровью и психики.

Любое испытание связано с эмоциями.  Великий Вольтер говорил:

«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» Паруса могут выполнять и функцию помощи, но и в тоже время и потопить корабль, если не уметь ими правильно пользоваться. Также и с нашими эмоциями.

Во время экзамена мы испытываем экзаменационный стресс – это интеллектуальное, физическое и психологическое напряжение.  И реакции на этот стресс тоже 2, как и функций у паруса:

  • Мобилизирующая, концентрирующая, активизирующая все познавательные процессы. Это когда мы можем вспомнить все до мелочей – картинку, правило, № странички и т.д.
  • Паника (растерянность, тревога, страх неудачи) и в этот момент человек способен забыть даже то, что хорошо знал.

Симптомы экзаменационного стресса

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

  • усиление кожной сыпи
  • головные боли
  • тошнота
  • «медвежья болезнь» (диарея)
  • мышечное напряжение
  • углубление и учащение дыхания
  • учащённый пульс
  • перепады артериального давления

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • чувство общего недомогания
  • растерянность
  • паника
  • страх
  • неуверенность
  • тревога
  • депрессия
  • подавленность
  • раздражительность

КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете
  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)
  • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.)
  • кошмарные сновидения
  • ухудшение памяти
  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену
  • избегание любых напоминаний об экзаменах
  • уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период
  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах
  • увеличение употребления кофеина и алкоголя
  • ухудшение сна
  • ухудшение аппетита

Что делать?

Сначала нужно выяснить причины,  в какие моменты я чаще тревожусь? Что является пусковым крючком? (триггером)для тревоги, волнения

Причины, усиливающие экзаменационный стресс:

1.      Негативные ограничивающие установки – я не сдам, не получится, все плохо,  я ничего не помню, мне достанется сложное задание и т.д.

В данном случае стоит настраивать себя на позитивный лад,

Переформулировать установки, визуализировать позитивную картинку.

 2. Ситуация неопределенности и ограничение времени. На самом деле с этим мы сталкиваемся постоянно, с  ситуацией неопределенности  мы сталкиваемся в повседневной жизни и если у вас это вызывает тревогу то нужно заранее продумывать свои действия.

Ограничение  времени  с этим сталкиваемся практически на каждом уроке, ведь сам урок имеет временные рамки, и контрольная  и самостоятельная. И здесь важно понять

  • Где я теряюсь?
  • Учиться распределять время , что сколько уходит на задания.. какого характера задания и учиться его распределять

 3. Индивидуальные особенности:

 по темпераменту, стилю обучения, работоспособности, модальностям.

4. Индивидуальные особенности организма и низкая стрессоустойчивость.

  • нарушение режима сна и отдыха;
  • личное отношение к экзамену

5. Физическое и интеллектуальное перенапряжение

  • интенсивная умственная деятельность;
  • нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения;

 

Общие рекомендации:

1. Учитесь рационально распределять время, соблюдать режим труда и отдыха

2. Учитывайте свои индивидуальные особенности при подготовке и во время сдачи экзамена.

3. Проанализируйте сложные ситуации связанные с экзаменом и попробуйте найти пути решения.

4. Освойте элементы аутотренинга. Упражнения на саморегуляцию.

 

На протяжении всей подготовки к экзаменам будьте уверенны в себе и успехе! 

После сдачи экзамена, побалуйте и похвалите себя.

Материалы к занятию

 

Презентация

 

 

Как управлять своими эмоциями

 

Буклет: "Способы снятия нервно-психического напряжения"

 

Методика изучения психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов