Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC
Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг
Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи
Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:
Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!
Заказать обратный звонок
Заявка на обучение
27 апреля. Мир русского слова. 3-й г.о. Раздел "Стилистика". Тема "Официально-деловой стиль речи"
Занятие посвящено оициально-деловому функциональному стилю.
1) Изучение нового материала
Стиль, обслуживающий административно-общественную и правовую сферы деятельности, использующийся для составления документов, писем и деловых бумаг в учреждениях, судах и в любом виде устного делового общения, - это официально-деловой стиль речи.
Это уже давно сложившийся, устойчивый и достаточно замкнутый стиль. Конечно, и он со временем подвергался каким-то изменениям, но они были незначительны. Жанры, сложившиеся исторически, специфические синтаксические обороты, морфология и лексика сообщают ему достаточно консервативный характер. Чтобы охарактеризовать официально-деловой стиль, языку необходимо придать сухость, компактность речи, сжатость и изъять эмоционально окрашенные слова. Языковые средства уже существуют в полном наборе на каждый случай: это так называемые языковые штампы или клише.
Жанры могут быть разнообразными, содержание - различным, но официально-деловой стиль имеет и общие важнейшие черты. Первое и главное: высказывание должно быть точным. Если допускается возможность разных толкований, это уже не официально-деловой стиль. Примеры находятся даже в сказках: казнить нельзя помиловать. Не хватает только запятой, но последствия, которые влечёт эта ошибка, могут зайти очень далеко. Чтобы избежать подобных ситуаций, существует вторая главная черта, которую содержит официально-деловой стиль документов, - это языковый стандарт. Именно он помогает выбрать лексические, морфологические, синтаксические языковые средства при оформлении деловых документов. Особой строгостью и консерватизмом отличается порядок слов в предложении, здесь многое идёт против свойственного строю русского языка прямого порядка слов. Подлежащее предшествует сказуемому (например, товар отпускается), а определения становятся сильнее определяемого слова (например, кредитные отношения), управляющее слово впереди управляемого (например, выделить кредит). Каждый член предложения обычно имеет свойственное только ему место, которое определяется структурой предложения и его типом, собственной ролью среди других слов, взаимодействием и взаимосвязями с ними. А характерные черты официально-делового стиля - длинные цепи родительных падежей, например: обращение Главы администрации края
Список некоторых документов, для оформления которых необходим официально-деловой стиль: международные договоры; государственные акты; юридические законы; различные постановления; воинские уставы и уставы предприятий; инструкции всех видов; служебная переписка; разнообразные деловые бумаги.
Лексика стиля. Словарная система включает в себя, помимо общеупотребительных книжных нейтральных слов, определённые клише - канцеляризмы, то есть языковые штампы. Это входит в особенности официального делового стиля. Например: на основании решения, входящие документы, исходящие документы, по истечении срока, контроль за исполнением и так далее.
Здесь же не обходится и без профессиональной лексики, включающей в себя неологизмы: теневой бизнес, недоимка, чёрный нал, алиби и так далее. К официально-деловому стилю относится и включение в лексический строй некоторых архаизмов, например: сей документ, оным удостоверяю. Однако употребление многозначных слов и слов, имеющих переносное значение, категорически не допускается. Синонимов крайне мало и включаются они в официально-деловой стиль крайне редко. Например, платежеспособность и кредитоспособность, снабжение и поставка, а также обеспечение, износ и амортизация, субсидирование и ассигнование. Здесь отражается социальный опыт, а не индивидуальный, поэтому лексика имеет обобщённый характер. Понятийный ряд предпочитает родовые понятия, которые хорошо вписываются в официально-деловой стиль. Примеры: прибыть вместо приехать, прийти, прилететь и так далее; транспортное средство вместо автомобиль, самолёт, поезд, автобус или собачья упряжка; населённый пункт вместо деревня, город, столица Сибири, посёлок химиков и так далее. Итак, к официально-деловому стилю относятся следующие элементы лексических построений. Высокий процент терминологии в текстах: юридических - закон, собственник и собственность, регистрация, передача и приёмка объектов, приватизация, акт, аренда и так далее; экономических - затраты, дотации, бюджет, купля-продажа, доход, расход и так далее; экономико-правовых - секвестирование, срок реализации, права собственности, погашение кредита и так далее. Именной характер построения речи за счёт большого числа отглагольных существительных, чаще всего обозначающих опредмеченное действие: отгрузка товара, отсрочка платежа и так далее. Высокая частотность предложных сочетаний и отымённых предлогов: в адрес, в силу, в отношении к делу, по мере и так далее. Переход причастий в прилагательные и местоимения для усиления канцелярских значений: настоящий договор (или правила), действующие расценки, надлежащие меры и так далее. Регламентированная лексическая сочетаемость: сделка только заключается, а цена устанавливается, право - предоставляется, а платёж - производится.
Морфологические признаки официально-делового стиля включают в себя прежде всего частотное (многократное) использование некоторых частей речи, а также их типов, которые помогают в стремлении языка к точности и неоднозначности высказываний. Например, такие: существительные, называющие людей по признаку действия (арендатор, налогоплательщик, свидетель); существительные, называющие людей по должности или званию, в том числе и женщин строго по форме мужского рода (продавец Сидорова, библиотекарь Петрова, сержант Иванова, инспектор Красуцкая и так далее); частица не- в отглагольных существительных (несоблюдение, непризнание); использование производных предлогов в широком ассортименте (за счёт, в связи, по мере, в силу, на основании, в отношении и так далее); конструкции в инфинитиве (оказать помощь, провести осмотр); настоящее время глаголов в другом значении (взимается штраф за неуплату); сложные слова с двумя и более основами (работодатель, квартиросъёмщик, ремонтно-эксплуатационный, материально-технический, нижепоименованный, вышеуказанный и так далее). Синтаксис стиля Характеристика официально-делового стиля складывается из таких синтаксических признаков: Простые предложения употребляются со многими рядами однородных членов. Например: Мерой административного взыскания могут стать штрафы за нарушение охраны труда и техники безопасности в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте согласно законодательству РФ. Наличествуют пассивные конструкции такого типа: платежи вносятся строго в указанное время. Существительные предпочитают родительный падеж и нанизываются бусинами: результаты деятельности подразделений таможенного контроля. Сложноподчинённые предложения полнятся условными придаточными: в случаях несогласия абонентов на обработку их персональных данных в части способов и целей обработки или полностью, абоненты при заключении договора подписывают соответственное заявление.
2) Упражнения на закрепление нового материала.
Упражнение1. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к официально-деловому стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.
а) Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
б) Инструкция
1. Перед пользованием будильником следует завести пружину хода, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.
2. Кнопку часовой и минутной стрелок поворачивать только в указанном на крышке направлении.
3. Момент сигнала звонка устанавливать по сигнальной стрелке кнопкой, направление вращения которой указано стрелкой у отверстия. Вначале следует установить стрелку на нужное время, затем завести пружину звонка, для чего вращать ключ в направлении, указанном стрелкой на крышке.
4. С часами следует обращаться осторожно. Резкие толчки и удары могут повредить часы.
5. Будильник рекомендуется заводить каждые сутки в одно и то же время.
6. Во избежание прекращения действия гарантии вскрывать механизм часов, смазывать, разбирать или ремонтировать часы самостоятельно не рекомендуется.
в) Справка
Выдана Сергеевой Ирине Ивановне для представления в МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Москвы» на предмет оформления договора на приватизацию жилого помещения, в том, что в г. Москва по ул. Илюхина домовладение №1 зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации.
Упражнение 2. Используя данный ниже образец, напишите текст собственного заявления с просьбой освободить Вас от занятий по физкультуре.
Директору средней школы № 1 |
заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на пять дней (с 1 по 5 октября
20.04.2020 |
С.И. Фёдоров |
3) Задание для самостоятельной работы по теме.
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление.
Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики.
Следующие задания для тех, кто стремится постоянно увеличивать свой словарный запас, частенько заглядывает в толковые словари и потому слывет настоящим эрудитом.
Задание 1. Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложения:
Акция, риелтор, брокер, тендер, ипотека, бренд.
Задание 2. Вставьте пропущенные окончания.
По прибытии… на совещание, по предъявлении… документа, по истечени… срока, по приезд… в город.
Задание 3. Составьте словосочетания с предложенными парами слов и ответьте на вопрос: «Как называются такие слова?»
Гарантийный - гарантированный, исполнительный – исполнительская, выборный – выборочный, методический – методичный, жилой – жилищный, демократический – демократичный, командированный – командировочное.
Задание 4. Укажите, сколько слов в этой шуточной заметке написано неправильно?
Беспрецендентный инциндент
В полицейском участке индентифицировали скомпроментировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъюнктура,- константировали в полиции.- Воспитатели – не наш контингент».
(Ответ: ошибки допущены в словах: беспрецедентный, идентифицировали, скомпрометировавшего, констатировали, инцидент).
Задание 5. Сохранив содержание, устраните стилистические ошибки. Напишите доверенность от имени Матроскина.
Доверенность
Дорогой почтальон Печкин! Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа живёт на гуталинном заводе. У него гуталина завались! Не знает, куда его девать! Вот и шлёт всем. Я должен в поле уйти. Корову доить. Мурку мою. Если меня дома не будет, отдайте, пожалуйста, посылку Шарику. Очень вас прошу.
Матроскин. Кот.
20 апреля. Мир русского слова. 3-й г.о. Раздел "Стилистика". Тема " Научный стиль речи"
Занятие посвящено научному функциональному стилю. Рассматриваются особенности научных текстов с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса, определяются жанры, типы речи, присущие научному стилю.
Изучение нового материала.
Возникновение научного стиля связано с расширением сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к художественному повествованию и выделился в самостоятельный, когда стала создаваться научная терминология. В России научный стиль стал складываться в первые десятилетия XVIII века. Значительную роль в его формировании сыграли М.В. Ломоносов и его ученики. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.
Научный стиль – это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы, например, в докладах на конференциях. Задача текста научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Тексты научного стиля используются в официальной обстановке.
Задача, которая стоит перед текстом, определяет его свойства. Поскольку научный текст – это прежде всего текст-объяснение, текст-доказательство, то для него характерны:
· логичность, сжатость
· объективность, конкретность
· смысловая точность, однозначность
Можно выделить несколько разновидностей научного стиля:
1. собственно научный стиль, который присущ научным трудам: монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам;
2. научно-популярный стиль, который присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, то естьнаучно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичным лекциям перед массовой аудиторией;
3. научно-учебный стиль, который используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся.
Рассмотрим языковые средства, которые характеризуют тексты научного стиля, с точки зрения разных уровней языка –лексического, морфологического, синтаксического.
На уровне лексики для текстов научного стиля характерна, прежде всего, насыщенность терминами данной науки, которые составляют 15–20 % всей лексики. Термины – это названия специальных понятий науки, искусства, техники и т. д. Они часто создаются искусственно, с использованием греческих или латинских корней. Обычно термины однозначны, не имеют синонимов.
Фразеология (от греч. phrasis – «выражение» и logos – «учение») – фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий.
В научных текстах часто используются слова с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство.
Некоторые привычные для нас слова, которые мы употребляем в быту, в научных текстах используются в терминологическом значении: простые числа, прямая, значение слова, научный стиль.
Эти слова часто меняют свои свойства: от слова стиль как термина не образуются наречие стильно, прилагательное стильный.
В научных текстах отсутствуют средства выражения образности и эмоциональности, слова употребляются в их прямых, а не переносных значениях (нет метафор, метонимических переносов, междометий, эмоциональных частиц), используется научная фразеология: прямой угол, точка пересечения.
Неуместно научный текст произносить эмоционально:
В ненаучном тексте можно было бы прочитать:
Какой же молодец академик В.В. Виноградов!
Такую великолепную классификацию фразеологизмов предложил!
В научном тексте должно быть так:
Чрезвычайно удобную классификацию фразеологизмов предложил академик В.В. Виноградов.
Для научного стиля характерно использование лексики, указывающей на последовательность мыслей (активнее всего используются вводные слова и выражения, одной из функций которых как раз и является структурирование текста): сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому, таким образом, итак…
На уровне морфологии главной особенностью научного стиля можно считать очень редкое использование местоимения я и (еще реже) – местоимения ты. Почти не встречаются и глаголы в формах 1-го и 2-го лица единственного числа. Это вполне естественно, ведь задача научного текста – подчеркнуть его объективность, значит, использование местоимения я неуместно, поскольку оно акцентирует личное начало, выводит на первый план не содержание текста, а фигуру автора. Поэтому в научных текстах принято избегать таких формулировок: Я постараюсь доказать, что… В проведенном мною эксперименте…
Их заменяют на Будет доказано… В проведенном эксперименте…
В научном стиле используются так называемые специальные приемы авторизации: авторское мы, неопределенно-личные конструкции (считают, что), другие конструкции без подлежащего (будет доказано…). В текстах научного стиля часто используются причастия и деепричастия и обороты: Проведенное исследование, осуществленное при максимально возможных температурах, доказывает…
Отметим преобладание форм единственного числа в значении множественного: Волк – хищное животное из рода собак.
Много в научных текстах отглагольных существительных со значением действия: переработка, систематизация, исследование. Имеет место повышение температуры (повышается температура).
В сфере синтаксиса научный текст характеризуется прежде всего использованием сложных предложений с союзами, указывающими на связь явлений. В научном стиле не принято использовать восклицательные предложения; очень редко встречаются вопросительные предложения. Важный элемент научного текста – цитаты и ссылки.
В качестве компонента текста научного стиля часто используются графики, формулы, таблицы, диаграммы, схемы.
Рассмотрим далее типы речи и жанры, свойственные научному стилю.
Типы научной речи |
Чаще других в научном стиле используется тип речи описание (сообщение о наличии у предмета определенных признаков). При этом внимание обращается на признаки, которые постоянно воспроизводятся. |
Жанры речи |
Научная статья, диссертация, учебник, научная монография, статья в энциклопедии, аннотация, рецензия, доклад. |
Упражнение на закрепление нового материала. Прочитайте два отрывка из произведений Д.С. Лихачева. Определите, из одного ли произведения эти отрывки? Объясните, почему вы так думаете.
Текст 1.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять- таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
Текст 2.
Принято говорить о европеизации русской литературы в XVIII в. В каком смысле древняя русская литература может рассматриваться как «неевропейская»? Обычно имеются в виду два якобы присущих ей свойства: отъединенность, замкнутость ее развития и ее промежуточное положение между Востоком и Западом. Действительно ли древняя русская литература развивалась изолированно?
Древняя русская литература не только не была изолирована от литератур соседних — западных и южных стран, в частности — от той же Византии, но в пределах до XVII в. мы можем говорить об обратном — об отсутствии в ней четких национальных границ. Мы можем с полным основанием говорить о частичной общности развития литератур восточных и южных славян. Существовали единая литература, единая письменность и единый литературный (церковнославянский) язык у восточных славян (русских, украинцев и белорусов), у болгар, у сербов, у румын. Основной фонд церковнолитературных памятников был общим.
Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчасти всемирно-историческая (хронографическая), отчасти повествовательная литература была единой для всего православного юга и востока Европы. Общими были такие огромные памятники литературы, как прологи, минеи, торжественники, триоди, отчасти хроники, палеи разных типов, «Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Троянская история», «Повесть об Акире Премудром», «Пчела», космографии, физиологи, шестодневы, апокрифы, отдельные жития и пр., и пр.[1]
Больше того: общность литературы существовала не только между восточными и южными славянами, но для древнейшего периода она захватывала и западных славян (чехов и словаков, в отношении Польши — вопрос спорный) [2]. Наконец, сама эта общая для православных славян и румын литература не была обособлена в европейском мире. И речь здесь может идти не об одной Византии…
Задание для самостоятельной работы по теме.
Напиши микротекст на тему одной из известных тебе сказок (например, «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д.), используя речевые особенности научного стиля речи.
13 апреля. Мир русского слова. 3-й г.о. Раздел "Стилистика". Тема «Изобразительно-выразительные средства языка»
Поэтическое слово магически воздействует на человека, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.
Сегодня мы должны усвоить знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия.
Эпитет
Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления (весёлый ветер, печальная берёза, бледная луна, золотой луч, постоянные эпитеты в фольклоре - чистое поле, красна девица)
Учебно-тренировочное упражнение1. Прочитайте стихотворение и назовите эпитеты.
В этой деревне огни не погашены,
Ты мне тоску не пророчь,
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
Светятся тихие, светятся чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы печали мои? (Н. Рубцов «Зимняя песня»)
Проверь себя. Эпитеты: светлые звезды; тихая ночь, нежно украшена; тихие, чудные огни; трудные пути.
И хотя чаще всего эпитет – имя прилагательное, ноо может быть выражен и наречием, как в стихотворении (нежно украшена) и существительным например, идет волшебница зима.
В тексте эпитеты создают яркую запоминающую картину, выражают настроение, чувства лирического героя.
Сравнение
В любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете наряду с эпитетами выражения, основанные на сопоставлении двух предметов – сравнения. Посмотрите ВИДЕОЗАНЯТИЕ «Как возникает сравнение? Что такое гомеровское сравнение», после чего выполните учебно-тренировочные упражнения.
Учебно-тренировочное упражнение 2. Вспомните и назовите способы выражения сравнений.
Проверь себя.
Учебно-тренировочное упражнение 3. Найдите сравнение в следующих примерах:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит. (А.С. Пушкин)
Уж близок полдень.
Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин)
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось и помчалось колесом? (К. Чуковский)
Я ль, скажи мне, всех милее…(А.С. Пушкин)
Твои глаза подобны звездам…
Её золотые косицы
Затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
Как в поле, мелькают цветы. (Я. Смеляков)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная. (М.Ю. Лермонтов)
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…(М.Ю. Лермонтов)
Метафора
Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Просмотрите ВИДЕОЗАНЯТИЕ "Скрытое сравнение, или Метафора" и объясните, почему он так сказал о метафоре.
Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Например, над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков.
Учебно-тренировочное упражнение 4. Перед вами метафоры.
Голова и хвост поезда, лента дороги, костер рябины красной, золото волос, подошва горы, гора книг, море слёз, зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.
Задание: распределите их по группам, основываясь на сходстве по следующим признакам: по форме, по цвету, по размеру или количеству, по расположению, по производимому впечатлению.
Проверь себя.
По форме: (лента дороги)
Цвету: (костер рябины красной, золото волос)
Размеру, количеству: ( гора книг, море слёз)
Расположению: ( голова и хвост поезда, подошва горы)
Производимому впечатлению: (зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев).
Олицетворение
Разновидностью метафоры является олицетворение.
Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых. Метафора как правило представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение. Например:
К.Чуковский «Федорино горе»
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? —
Печка ей отвечает:
Съешь моего ржаного пирожка — скажу. —
Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... —
Печка ей не сказала.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Как вы думаете, для чего в сказках употребляется олицетворение?
Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает сказочного героя. Еще одна важная функция олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. Например, в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»: «сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала»; «закручинилась берёзонька».
Метонимия
А теперь мы вспомним такое средство художественной выразительности, как метонимия? Посмотрите ВИДЕОЗАНЯТИЕ "Не нужно есть тарелки, или Метонимия" и ответьте на вопрос: в чем секрет этого тропа? Вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности.
Сравним два выражения: «Спит усталый ветер» и «Спит усталый город». В чём их разница? Мы можем сказать «ветер устал», подобно человеку ветер соотносится по действию с живым существом (это олицетворение). Попытка подобным образом объснить второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди. Это метонимия.
Учебно-тренировочное упражнение 5. Докажите, что в приведенных выражениях использована метонимия:
Говорит и показывает Москва. Картина написана маслом. Он парень с головой. Чайник кипит.
Учебно-тренировочное упражнение 6. Прочитайте фразы из повести Пушкина «Метель», найдите в них метонимии и объясните их смысл.
а) Он объявлял им, что ноги его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном …
в) Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случай открыть ей своё сердце, потребовал минуты внимания.
Проверочная итоговая работа
Сегодня на занятии мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия.
Как вы усвоили данный материал?
Тест
В данных примерах определите средство выразительности.
1. В багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
2. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И.А. Крылов)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
3. Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Утомленные сердца. (Н.А. Вяземский)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
4. Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шелк. (И. Бунин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
5. Но струя бежит и плещет,
И на солнце мечась, блещет
И смеется над тобою. (Ф.И. Тютчев)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
6. Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистели жаворонки всласть. (Д. Кедрин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
7. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
8. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
9. Ты вел мечи на пир обильный (А.С. Пушкин);
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
10. И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах. (В. Брюсов)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5) метонимия.
Проверяем. КЛЮЧИ
Оцени, как ты усвоил материал занятия:
9-10 правильных ответов – отлично;6-8 - хорошо, 4-5 – посредственно, 3 и менее – очень плохо.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности в тексте.
Символ моей родины
Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.
Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.
Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.
Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.
Задание 2. Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Весенний солнечный день, Сергиев Посад». Составьте рассказ по этой картине, стараясь употребить эпитеты, сравнения, если удастся, то и метафоры.
06 апреля. Мир русского слова. 3-й г.о. Раздел "Стилистика". Тема "Стилистика художественной литературы".
Сегодня мы познакомимся с понятием «стиль» в области художественной литературы, а значит, перед нами стоят следующие задачи:
· узнать о многообразии понятия «стиль» в области художественной литературы;
· узнать о стилистике художественной литературы;
· узнать особенности языка художественной литературы.
Порядок изучения темы
1) Познакомьтесь с теоретическими понятиями по ссылке:https://studme.org/43213/literatura/stil_hudozhestvennoy_literatury
2) Выполните тест по стилистике и литературному редактированию (Прочитайте формулировки заданий и выберите все правильные ответы из предложенных.) . Тест.
3) Выполненную работу подпишите, отсканируйте (сфотографируйте) и пришлите на электронный адрес: kevorkova71@mail.ru
Порядок работы по теме. Ссылка для изучения теоретического материала.