qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

Программа долгосрочных сбережений

Изображение

Изображение

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

Психологическая помощь родителям

Объясняем.РФ

Телефон доверия

  Телефон доверия

Оценка качества условий осуществления образовательной деятельности

QR-код дает возможность открыть страницу организации на сайте bus.gov.ru либо в мобильном приложения «Наше мнение» (на выбор пользователя) и получить возможность:

  • оценить качество условий осуществления образовательной деятельности организацией и оставить отзыв;
  • ознакомиться с планом по устранению недостатков в организации по результатам проведенной независимой оценки;
  • оставить отметку о согласии или несогласии с результатами независимой оценки.

80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне

Служба по контракту

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Осторожно, грипп!

Портал государственных услуг Российской Федерации

Теория и практика сочинений разных жанров

 На этой странице осуществляется дистанционное обучение по программе "Теория и практика сочинений разных жанров" в период карантина.

Педагог Пушкарева Лилия Михайловна

Отсканируйте свою выполненные работы и пришлите для проверки педагогу  на электронный адрес: pyx1958@yandex.ru  .  

3-й год обучения

27 апреля. Раздел "Жанры сочинений". Тема занятия "Жанры разговорного стиля: письмо, дневник"

Занятие посвящено разговорному функциональному стилю. Будут рассмотрены особенности разговорных текстов с точки зрения фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса; основные типы речи для разговорного стиля; основные жанры текстов разговорного стиля.

Изучение нового материала

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в ситуации непринужденной беседы, чаще всего в неофициальной обстановке и выполняет функцию общения, обмена впечатлениями. Основная форма его существования – устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в литературных произведениях). Материалы по этой теме можно найти в лекции профессора, доктора филологических наук Владимира Николаевича Базылева. ЛЕКЦИЯ

Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жестов, спонтанность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств, стремление к экономии речевых средств.

Графический файл не найден

На фонетическом уровне для разговорного стиля характерны:

·        высокая степень редукции гласных (щас, здрасьте);

·       свободный порядок слов, что связано с возможностью логического выделения слов интонацией: Хочу домой пойти. Домой хочу пойти. Пойти хочу домой.

На лексическом уровне для разговорного стиля характерны:

·       использование разговорной и просторечной лексики: ляпнуть, болтать, хлюпать;

·       использование жаргонизмов: умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван;

·       использование конкретной лексики, фразеологизмов, «крылатых выражений», общеизвестных цитат из фильмов, анекдотов;

·        редкое использование абстрактных слов и терминов.

Это объясняется задачей и условиями функционирования разговорных текстов: мы значительно чаще говорим о каких-то конкретных вещах, чем рассуждаем на абстрактные темы.      

Проявляется экспрессивность и оценочность в словообразовании:

·       при образовании вариантов имен собственных (Екатерина, Катя, Катюша, Катенька, Катюшенька, Катечка, Катька, Катюшка);

·       появляются авторские неологизмы: (копалка, включалка (на основе существующего понятного корня по продуктивной словообразовательной модели));

·       суффиксы субъективной оценки (карандашик, телефончик, большущий);

·       искажение литературных норм (Гер Саныч = Георгий Александрович, Пал Ваныч = Павел Иванович, инет – интернет);сокращение слов (диплом – дипломная работа, комиссионка – комиссионный магазин, валерианка – настойка валерианы).

Морфологический уровень характеризуется:

·       наиболее частым среди всех стилей употреблением личных местоимений (важно обозначить участников коммуникации);         

·      преобладанием глаголов над существительными;

·     редким использованием причастий и кратких прилагательных; почти не используются деепричастия, вместо них используются полные формы прилагательных (Я не голодный вместо Я не голоден); Когда я увидел Петьку, я ему крикнул вместо Увидев Петьку, я ему крикнул;

·       несклоняемостью сложных и составных числительных, склоняемостью аббревиатур (на МКАДе);

·       использованием частиц и междометий, которые выражают отношение говорящего к произносимому, его эмоции, настроение;

·        использованием времен и наклонений глагола в несвойственных им в книжных стилях значениях: Подруга говорит: «Ну, я пошла». – прошедшее время глагола имеет значение будущего времени; А Петька как крикнет! – глагол в форме будущего времени имеет, наоборот, значение прошедшего (описываются уже произошедшие события).

На синтаксическом уровне можно отметить:

·      употребление односоставных и неполных предложений:

– Мороженое будешь?

– Если только шоколадное….

·      редко использование сложных синтаксических конструкций;

·      преобладание бессоюзных предложений;

·      частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, обращений.

 Разговорный стиль бытует преимущественно в устной форме, однако эта устная речь, как мы уже сказали, может быть записана в виде художественного текста или его части (чаще всего речи персонажей), а также в виде такого жанра, как письмо.

Элементы разговорного стиля используются в публицистике, не только в устных публичных выступлениях, но и в письменных жанрах (очерке, заметке, статье). Использование в публичной речи элементов разговорного стиля в последнее время активизировалось. Но не следует впадать в крайность и использовать разговорные языковые средства там, где это не предусмотрено стилем и жанром текста, например, в сочинениях.

Письменными жанрами разговорной речи являются личное (частное) письмо, записка, дневник, SМS.

Личное письмо – способ неофициального письменного общения. Письмо позволяет достичь разных коммуникативных целей: сообщить о важных событиях, передать переживания, поделиться впечатлениями о чём-либо, призвать к чему-то, установить контакт с адресатом, сохранить сложившиеся отношения. Этот жанр предписывает использование этикетных формул приветствия и прощания, в остальном же он позволяет проявить свободу. Непринуждённость общения посредством письма выражается в произвольной смене тем, насыщенности эмоционально-экспрессивными выражениями, использовании неполных предложений и т.д.

Записка отличается от письма краткостью, иногда содержание записки может передаваться в форме намёка.

Как текст письма, так и текст записки может быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.

Дневник отличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо. Этим продиктовано активное использование вопросно-ответного хода, риторических вопросов, вводных слов и предложений, синонимов. Дневниковые записи – творческий процесс. Они помогают человеку оттачивать слог и, безусловно, совершенствоваться. Посморите видеозанятие по теме "Культура разговорной речи", в которомвы получите практические рекомендации, как соблюсти чувство меры при дистантном общении (в чате, по электронной почте)   ВИДЕОЗАНЯТИЕ 

Упражнения на закрепление изученного материала

Упражнение 1. Найдите черты разговорного стиля речи.

Он вошёл на урок сразу после звонка.

– Новенький! – обрадованно закричал Лёшка.

– Опять, небось, второгодник, – усмехнулся его сосед по парте.

– Молод он больно для второгодника, – возразили с третьего ряда.

– А он симпатичный, – кокетливо заметила Люська, поправляя причёску.

– Корольков Николай Денисович, – ответил тот.

– Никола, значит, – определил Петька и протянул новенькому руку.

Но тот смешался, покраснел и стал снимать очки.

– Ой, девочки, стеснительный! – восторженно зашептала Люська.

– Николай Денисович! – передразнил его Серёжка. – А ты, собственно, откуда к нам такой пожаловал?

– Я, собственно… из учительской пожаловал. Практикант я…

 Упражнение 2. Исправьте текст. Вставьте, где уместно слова: и, а, потом, пока, с собой. Объясните подчёркнутые орфограммы. Докажите, что это текст, озаглавьте его. Определите тип и стиль речи.

В июне мы поехали к бабушке в деревню. Мы взяли с собой Чапку и Усика.(1) Вечером мы приехали к бабушке. Утром пошли на речку ловить рыбу.(1). Чапка рыла ногами землю. Я собирал червяков в баночку.(1).Пошли искать место на речке, я нёс удочку, Чапка баночку с червями, а мама и Усик – ничего.(2). Мы сели на берегу. Мы начали наживлять червяка на крючок.(1). Я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки. Мы вернулись домой с одной лягушкой.(1).Маму и Усика я больше не возьму ловить рыбу.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Определи, к какому жанру могут относиться приведенные примеры.

Графический файл не найден   Графический файл не найден

 Задание 2. Проанализируйте несколько новостных постов в социальной сети «ВКонтакте» или «Инстаграм». Есть ли среди них написанные в разговорном стиле. Объясните, почему авторы постов его используют.

Задание 3. Используя разговорный стиль речи, напишите творческую работу «Письмо другу» или «Страничка дневника» (на выбор).

Графический файл не найден

 

20 апреля. Раздел "Жанры сочинений". Тема занятия "Жанры публицистического стиля: заметка, очерк, репортаж"

Публицистический стиль, охватывает многие стороны нашей повседневной жизни. Чтобы еще более прояснить, что же такое публицистический стиль, кратко рассмотрим жанры, которыми он может быть выражен. Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

Итак, жанры публицистического стиля:

Графический файл не найден

  • Очерк - жанр изложения и анализа различных явлений социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.
  • Статья - короткое повествование в газете или журнале, раскрывающее ту или иную тему.
  • Заметка - краткое сообщение в газете на актуальную тему.
  • Эссе - общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в свободной форме, показывая свою позицию.
  • Интервью - беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы.
  • Репортаж - оперативное сообщение о каком-либо событии.
  • Фельетон - сатирическое или юмористическое изображение какого-либо события или лица. ·
  • Адрес (приветственный адрес) - письменное поздравление лицу или организации по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании. ·
  • Памфлет - произведение со злободневным социально-политическим содержанием обличительного характера. ·
  • Программа - изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, правительства.·
  • Манифест - воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащее программу и принципы их деятельности. ·
  • Прокламация - печатное воззвание агитационного характера, в т.ч. в виде листовки.

Таким образом, публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором.

Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

Заметка. В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка.  Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях. Существует несколько их разновидностей:

Заметка-событие – отрывок о каком-либо происшествии;

Мини-анонс – это, своего рода, мини-реклама, сообщающая о предстоящем событии;

Аннотация – краткое описание новой книги, статьи;

Небольшая рецензия – отзыв о каком-либо объекте массовой информации;

Блиц-портрет – небольшая заметка, содержащая актуальную информацию о каком-либо человеке с целью представить его с одной стороны, той, которая наиболее выгодна автору;

Мини-обозрение – это небольшой текст, совокупность нескольких событий, связанных между собой;

Мини-история – жанр, который наиболее часто встречается в женских журналах. Такая история рассказывает о семейной, любовной или профессиональной жизненной интриге. Она интригует читателей именно интересными и завуалированными отношениями между людьми; 

Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники".

Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях". В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.

Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…".

В современной журналистике репортажем часто называется такой текст аналитического характера, в котором подчеркнуты активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса, – даже если нет никаких попыток языковыми средствами создать эффект присутствия говорящего на месте действия. Такое произведение включает интервью со специалистами, изложение и анализ документов, часто с сообщением о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами. Поскольку репортаж предполагает активные действия автора, композиционным стержнем оказываются событийные элементы, хотя содержательно текст направлен на анализ проблемы. Такой прием динамизации в подаче проблемы обогащает арсенал способов представления аналитического материала читателю.

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме "я", он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.

Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует "я" героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское "я", при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.

Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме "я" героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское "я" чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме "мы" со значением "я, автор, и мой читатель". 

Учебно-тренировочное упражнение. Определи жанр следующих текстов.

Текст № 1.

День оленевода

Ежегодно в последние выходные марта в северных городах, таких как Ноябрьск, Сургут, Салехард проходит праздник “День народов Севера”. Местные жители называют его День оленеводов. В город съезжаются коренные жители западной Сибири – ханты. Они прибывают на оленях, привозят свежую, на днях выловленную рыбу, раскидывают чумы и накрывают столы.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.
С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка – местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой. Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете).

С самого утра на главной сцене площади раздается непривычная музыка и песни коренных народов – необычно протяжная мелодия с использованием самобытных музыкальных инструментов.

 

Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться. Дети в восторге от такого развлечения. Хозяева чумов, раскинутых по периметру, также рады гостям и их кошелькам. За 500 рублей любой житель города может окунуться в атмосферу этого жилища: посидеть за столом, принять угощение от хозяев и пообщаться с ними.

Текст № 2.

Белый тигр на свободе

Сегодня в Зеленограде из цирка сбежал взрослый белый тигр. Тигра безрезультатно ищут уже четыре часа.

В Зеленоград, административный округ Москвы, две недели назад с гастролями приехал цирк «Максимус». Сегодня в 10:00 цирк потерял свою звезду — тигра Снежка. Снежок совершил побег из своего вагончика во время очередной репетиции программы. «Это первый подобный случай за всю историю нашего цирка— комментирует ситуацию директор «Максимуса» Иван Хищный. — Тигра уже ищут и найдут в ближайшее время. Человек, виновный в случившемся, уже уволен».

По словам Ивана, стажёр неправильно закрыл клетку Снежка. Животное выбралось из клетки и сбежало, когда вагон открыли, чтобы покормить тигров. Команда цирка сразу объявила тревогу и вызвала МЧС. Беглеца ищут уже четыре часа, но поиски пока безрезультатны.

«Как сквозь землю провалился, — удивляется дрессировщик Снежка Петр Иванов. — Теперь 220 килограммов “счастья” гуляют по Зеленограду. Странно, что хищник так быстро сориентировался в городе и смог скрыться».  По мнению Петра, тигр притаился в лесу и в скором времени обязательно отыщется.

 

По статистике, тигры убивают около сотни людей в год и занимают 12 место в списке самых опасных для людей животных. Однако в большинстве случаев люди сами провоцируют хищников на нападение. Будем надеяться, проблема будет устранена в кротчайшие сроки и никто не пострадает.

Текст № 3. 

Кормилец Севера

Тундра зимой неприветлива, безотрадна. Мороз и ветер царствуют на бескрайней равнине. Никакого проявления жизни! Кажется, необитаемая планета. Но что это там вблизи горизонта? Облако пара, и под ним что-то темное. Бинокль, обжигающий лицо окулярами, приближает картину – ты вдруг видишь шевелящийся на ветру низкорослый густой лес. Ба! Да это же рога. Это стадо оленей! Подвижная бурая масса приближается.

Видишь вдруг пастуха с собачонкой, не дающей стаду расплыться по белой бескрайности. Вблизи скопленье животных похоже на один организм. Но различаешь детали и видишь вдруг рядом с собой оленя, совсем не похожего на тех красавцев и гордецов, что ревут по лесам осенью. Приземистый, с тупорылой головой, которую украшают рога, непомерно большие, а какие-то тощие. Причем выясняется: с рогами – самки. (У других оленей самки рогов не имеют.) Самцы после предзимних свадебных драк рога сбросили, а самки будут носить всю зиму. Зачем? Пастух должен был знать. Но он пожимает плечами.

 

Разбредясь, олени стали кормиться. Боже, с каким же трудом доставалась им тут еда! Копытами они рыли снег, погружали в ямы волосатые морды и что-то там на чуть обнаженной земле находили. Мороз был под тридцать с колючим ветром. Пилот вертолета сделал нам знак поспешить. Отдав пастуху запас сигарет и кое-что из заплечных мешков, мы поднялись и уже сверху увидели стадо. Стараясь его не пугать, сделали круг. Все-таки видно было: звук и что-то движущееся вверху оленей пугало. Они стремились сбиться в кучу, видимо, чувствовали: так безопасней. В памяти и на пленке осталась черная россыпь мака по скатерти.

 

 

 

13 апреля. Раздел "Жанры сочинений". Тема занятия "Аннотация"

На сегодняшнем занятии вы должны узнать , что такое аннотация и как ее писать.

Задумывались ли вы над тем, с чего начинается работа с книгой? Как найти в библиотеке нужную книгу? Найдите ответы на эти вопросы в данном тексте.

Просто любить книгу — мало. Чтобы книга стала вашим верным другом и помощником, нужно уметь найти её и правильно ею пользоваться. Надёжным компасом в книжном море является библиография (от гр. biblion — книга и grapho — пишу, описываю). Она ведёт учёт и систематизирует печатные произведения по всем областям знаний, составляет разные библиографические указатели, картотеки и каталоги. А путеводителем в книге выступает её справочный аппарат — выходные данные и аннотация. В выходных данных обычно указывается имя, отчество и фамилия автора (авторов) книги, издательство, место и год издания, фамилии редакторов, художников-оформителей, корректоров, объём книги в печатных листах, тираж. Указывается также адрес издательства и типографии, где печаталась книга. Выходные данные помещаются на титульном листе и на его обороте, а также на последней странице книги.

Аннотация — это короткий обзор содержания книги. Она обычно состоит из 1) описания библиографических данных книги (автор, название и т. д.); 2) краткого пересказа материала; 3) указания, кому эта книга адресована. Аннотация обычно помещается на обороте титула и служит для предварительного ознакомления читателя с содержанием книги. Иногда в ней содержатся элементы оценки книги и краткие сведения об авторе. (По Ю. Равенскому.)

Посмотрите учебное ВИДЕОЗАНЯТИЕ  "Аннотация" (нажмите на картиннку). 

Графический файл не найден

Выполните следующие учебно-тренировочные упражнения.

Учебно-тренировочное упражнение 1. Познакомьтесь с выходными данными и аннотациями к книгам. Определите тему каждой книги, затем сгруппируйте книги по темам и сформулируйте общую для каждой группы тему. Подумайте, сможете ли вы определить тему и представить содержание книг только по выходным данным. Без чего нельзя обойтись в этом случае? Обратите внимание на оформление выходных данных (последовательность записи, разделительные знаки)

1. Богатова Г. А. И. И. Срезневский: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с; ил. — (Люди науки).

В книге в доступной для учащихся форме рассказано о жизни русского филолога, академика И. И. Срезневского, известного знатока письменности славянских народов. Его труды, особенно «Материалы для словаря древнерусского языка...» оказали огромное влияние на изучение истории русского языка.

2. Костомаров В. Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. — М.: Педагогика-Ресс, 1994. — 240 с: ил.

В книге ретроспективно воссоздаётся жизнь русского языка от современности к древности, от знакомого к забытому. Развитие языка автор связывает с историей народа, уделяя значительное внимание русской старине, особенностям быта россиян, прежде всего москвичей, так как именно на московской почве сложились основные нормы русской литературной речи.

Красочные иллюстрации позволяют погрузиться в историю и представить, как выглядели Москва и москвичи в далёком далеке, когда они ещё назывались вятичи, и в недавнем прошлом.

Издание адресовано широкому кругу читателей, но прежде всего тем, кто учится и учит. Книга может быть использована в работе с иностранными студентами.

3. Колесов В. В. Л. В. Щерба: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 160 с: ил. — (Люди науки).

В книге рассказано о жизни и научно-педагогической деятельности выдающегося языковеда Л. В. Щербы, проложившего новые пути в языкознании, методической науке по русскому и иностранному языкам. Труды этого учёного вошли в историю культуры, их изучают, анализируют, на них опираются филологи нашего времени. Идеи, выдвинутые Л. В. Щербой, получают своё развитие в современных филологических и методических работах.

4. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн. для учащихся 8 — 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1993. — ил.

В книге в популярной и доступной форме рассказано, как слово живёт в языке, как оно используется в художественных произведениях. Яркие, убедительные примеры, интересные объяснения помогают читателям понять, что знание значений слов даёт возможность глубже воспринять содержание произведения, более полно почувствовать его поэтическую сущность, осознать, во имя чего автор его создал.

5. Франчук В. Ю. А. А. Потебня: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — 143 с: ил. — (Люди науки).

В книге в доступной для учащихся форме рассказано о жизни и деятельности выдающегося отечественного филолога, проложившего новые пути в языкознании, литературоведении. Труды А. А. Потебни прочно вошли в историю культуры, их изучают и анализируют учёные наших дней. Идеи, выдвинутые А. А. Потебнёй, получают своё развитие в современных филологических трудах, в исследованиях по эстетике.

IКакие из данных книг вы использовали бы при подготовке выступления на тему «История русского языка»? Запишите их выходные данные. Дополните этот список самостоятельно подобранной литературой.

Учебно-тренировочное упражнение 2.  Прочитайте аннотации и определите, какие из них, кроме информации, содержат еще и элементы оценки. С какой целью, по-вашему, они вводятся в аннотацию?

1. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с: ил.

Как и из чего образуется слово, как оно вступает во взаимоотношения с другими словами, какое имеет значение — обо всём этом автор рассказывает увлекательно и непринуждённо, в совершенно непривычном для школьников ракурсе.

В книге показано, как много значит для общения правильное понимание значения слова, его частей, контекста, как важно без искажений донести свои мысли и чувства в слове до собеседника, а также правильно понять и его, и читаемую книгу.

Книга адресована учащимся старших классов, может быть использована для занятий в школах с углублённым изучением языка, в лицеях, гимназиях.

2. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии: Науч.-попул. — М.: Высш. шк., 1990. — 160 с

Цель книги — познакомить самый широкий круг читателей с историей возникновения и развития некоторых русских слов и выражений, показать, какими путями создаётся их образность и экспрессивность. Подчёркивается значение фразеологизмов для сохранения устаревшего смысла языковых единиц, объясняется методика их научного анализа.

Стиль книги популярен, изложение оживляется сюжетными зарисовками из русской истории, культуры, быта.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей — студентов, преподавателей, журналистов.

3. Солганик Г. Я. От слова к тексту: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1993. — 189 с: ил. — (Мир знаний).

Автор в занимательной форме рассказывает об особенностях текста, его построении, раскрывает стилистическое своеобразие текстов различных писателей. Познакомившись с книгой, ученики убедятся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить текст. Автор не преподносит окончательные выводы, а ищет истину вместе с читателем, вовлекает его в творческий процесс.

4. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с: ил.

В книге в доступной, популярной форме рассказывается об основных принципах и правилах ведения публичного спора, различных полемических приёмах. Автор даёт советы и рекомендации, как работать над повышением полемического мастерства.

5. Умеете ли вы общаться?: Кн. для учащихся / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. — М.: Просвещение, 1991. — 144 с: ил.

Основная цель книги — пробудить интерес старшеклассников к проблемам общения, способствовать воспитанию навыков культурного поведения.

Обращение к художественным текстам, произведениям искусства, анкеты, упражнения способствуют активному восприятию и осмыслению материала книги.

Книга поможет старшеклассникам задуматься над своими неудачами в общении, овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми.

Учебно-тренировочное упражнение 3. Прочитайте аннотацию и скажите, чем она отличается от аннотаций, помещённых в предыдущих упражнениях. Почему автор аннотации включает в её текст некоторые сведения из биографии писателя Алексея Васильевича Дорохова?

Дорохов А. В. Деревянная лошадка. Предисловие А. Иванова. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 173 с.

Прежде чем взяться за перо, Алексей Дорохов работал плотником, преподавателем в сельской школе и много лет прививал юношеству любовь к природе. Наиболее характерная черта книги — умение подметить неповторимое явление из жизни живой природы и соотнести его с настроением или переживанием лирического героя.

Учебно-тренировочное упражнение 4.  Вы, без сомненья, любите читать приключенческую литературу или книги из серии фантастики. А может, вам по душе исторические романы? Что бы вы посоветовали своему другу (подруге) прочитать, если бы он (она) заинтересовался (-лась) этой литературой? Какие из этих книг есть в вашей библиотеке? Составьте их алфавитный список и запишите. При необходимости дополните его названиями книг из школьной или районной библиотеки. Придерживайтесь требований к оформлению выходных данных.

Учебно-тренировочное упражнение 5. Кто из поэтов или писателей вам больше всего нравится? Представьте, что вам нужно ознакомить с их творчеством своих друзей. На некоторые наиболее понравившиеся вам издания подготовьте аннотации, которые содержали бы краткий обзор содержания книги и элементы её оценки (письменно). План сотавления аннотации см. ниже. При необходимости включите в аннотацию сведения из жизни автора.

Графический файл не найден

 

 

06 апреля. Раздел "Жанры сочинений". Тема занятия "Рецензия"

1) Разминка. Стилистический тренинг. Выполните задания письменно на отдельном листе, подпишите его, отсканируйте и пришлите педагогу по электронной почте:  pyx1958@yandex.ru  

2) Познакомьтесь с теоретическим материалом по теме занятия: 

Что такое рецензия и как её писать.   

Как писать рецензию на фильм,  статью или книгу - примеры

3) Познакомьтесь с примерным планом написания рецензии. План написания рецензии на книгу.

4) Напишите творческую работу - рецензию на произведение о Великой Отечественной войне. Список рекомендованных книг .

5) Отсканируйте свою творческую работу и пришлите педагогу  на электронный адрес: pyx1958@yandex.ru  .