qwe

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Изображение

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Изображение

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Изображение

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

Изображение

Изображение
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 Изображение

 

 

Изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 октября. Лексика и лексикология. Слово как единство звучания и значения

 Цель занятия -  обобщить и углубить знания о лексике и лексикологии, о слове как единице лексики. Мы должны уточнить, что называют лексемой, и потренироваться в умении различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное значение слов.

В начале занятия как всегда предлагается выполнить разминку на тренировку умения быстрого  чтения, упражнения на орфографию и пунктуацию.

План занятия

1)    Разминка.

2)    Орфографический тренинг.

3)    Синтаксический тренинг.

4)    Изучение нового материала.

5)    Упражнения на закрепление нового материала.

Н а ч и н а е м !

1) РАЗМИНКА. Упражнение для формирования навыка быстрого чтения. 

 Изображение

2) ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Задание 2.1. Спишите предложения. Время на выполнение 5-7 минут. Это хорошее упражнение для повышения грамотности, поскольку к зрительной памяти добавляется память моторная.

Изображение

Задание 2.2. Изучите подсказку, а потом выполните упражнение. Приставка «пол-» пишется через дефис, если:

Изображение

Упражнение. Перепишите текст, раскрывая скобки.

(пол)апельсина, (пол)чайной ложки, (пол)оборота, (полу)тьма, (пол)города, (пол)острова, (пол)одиннадцатого, (полу)остров, (пол)сотни, (пол)дороги, (пол)игры, (пол)Африки, (полу)сапожки, (полу)тень, (полу)маска, (пол)ночный, (пол)эскадрона, (пол)литра, (полу)шепот, (полу)подвальный, (пол)день, (пол)литровка, (пол)Саратова, (пол)листа, (полу)прозрачный, (пол)школы.

 3) СИНТАКСИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Изучите подсказку и выполните упражнение.

Изображение

Упражнение. Перепишите предложения, расставив знаки препинания.
1) 
Уныло юноша глядел на опустелую равнину и грусти тайную причину истолковать себе не смел. 2) Бродят мысли и мутные и неясные воспоминания. 3) Лепечут песню новую и липа бледнолистая и белая березонька с зеленою косой. 4) Гаврик толкнул ногой калитку  и пролез в сухой и просторный палисадник, обсаженный лиловыми петушками. 5) Из тумана резко и неожиданно  выступали и ужасали меня дикие и страшные в своем величии горы. 6) Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.   7) Сейчас можно стоять тихо и благоговейно и любоваться бесконечно этими цветами.

  

4) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 Изображение

Что такое слово.

Изображение

Слово имеет лексическое и грамматическое значение:

Изображение

 

Слова могут быть однозначными и многозначными:

Изображение

 

Как отличить прямое значение слова от переносного:

Изображение

 5) УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Задание 1. Ответьте на вопрос.

Лексическое значение слова можно уточнить в

А) орфографическом словаре

Б) орфоэпическом словаре

В) толковом словаре

Г) этимологическом словаре

Задание 2. Упражнение на умение различать прямое и переносное значение слова. 

 Изображение

Задание 3.  Вы знаете, что одинаково возможны словосочетания высокий дом  и высотный дом, близкие холмы  и ближние холмы  и т.д., но в условиях контекста один из вариантов оказывается не только предпочтительным, но и порой единственно возможным. Итак, выберите правильный вариант.

1. Самые (высокие — высотные)  дома находятся в новых кварталах города. 2. Вкусный и (сытый — сытный)  обед прибавил нам силы. 3. Любой (поступок — проступок)  заслуживает осуждения. 4. Молодой рабочий быстро (усвоил — освоил)  профессию токаря. 5. С (особенным — особым)  удовлетворением учитель отметил успехи любимого ученика. 6. Всё вокруг привлекательно: и (близкие — ближние)  озёра, и дальние холмы. 7. Мы с братом живём в одном доме, но на (различных — разных)  этажах. 8. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым — виновным)  видом. 9. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой — тенистой)  стороне улицы. 10. В квартире нужно было (провести — произвести)  ремонт. 11. Мы живём в (геройскую — героическую)  эпоху покорения человеком космоса.

Проверьте себя: 1. Высокие . 2. Сытный.  3. Проступок.  4. Освоил.  5. Особым.  6. Ближние.  7. Разных.  8. Виноватым.  9. Теневой.  10. Произвести.  11. Героическую.

Задание 4. Употребите в прямом и переносном значении слова, составляя с ними словосочетания.

НапримерЗолотой – золотой слиток (прямое значение), золотой стандарт, золотые руки, золотой человек (переносное).

Богатый, штамп, крыло, спутник, сдавать.

Вода, грязь, ветер, зерно, тепло, артист; черный, деревянный, горький.

Рубить, вспыхнуть, хлебнуть, звенеть; горячо, грамотно, тепло; первый, десятый.

Задание 5. Прочитайте фразы и исправьте их, устранив двусмыслен-ность, вызванную многозначностью.

1. Наша компания обует ивановцев к зиме.

2. Прошлую зиму мы едва пережили. Препод полгруппы на зачётах зарезал.

3. От нашего средства ресницы растут прямо на глазах.

Выполненные задания пришлите на проверку или электронной почтой на адрес: savina@cir.tgl.ru , или в личных сообщениях в ВК, или в комментариях в группе "Филологическая школа !Верба" в ВК: https://vk.com/club200043029