qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

 

 

 

  Психологическая помощь родителям

 

 

 

   Объясняем.РФ

 

 

 

Телефон доверия

 

 

 

  Телефон доверия

 

 

 

 

 

19 октября. Первый год обучения. Морфемика. Виды морфем

Цель занятия -  обобщить и углубить знания о составе слова и словообразовании.

Мы должны вспомнить виды морфем, уточнить, что называют нулевой морфемой, и потренироваться в умении находить исходное слово..

В начале занятия как всегда предлагается выполнить разминку на тренировку мозга, упражнения на орфографию и пунктуацию.

Новый материал дается в форме видеозанятия.

План занятия

1)    Разминка.

2)    Орфографический тренинг.

3)    Синтаксический тренинг.

4)    Изучение нового материала.

5)    Упражнения на закрепление нового материала.

Н а ч и н а е м !

1) РАЗМИНКА. Упражнение для формирования навыка быстрого чтения и орфографической зоркости.

Изображение

2) ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

 Задание 2.1. Спишите предложения. Время на выполнение 5-7 минут. Это хорошее упражнение для повышения грамотности, поскольку к зрительной памяти добавляется память моторная.

 Изображение

Задание 2.2. Изучите подсказку, а потом выполните упражнение.

Изображение

 

Вставьте, где надо, Ь. 

Сторож_,  намаж_те,  проч…,  пригож_,  пустош_,  настеж_,  с крыш_,  наотмаш_,  привлеч_,  полноч_,  трескуч_,  береч_,  спряч_тесь,  от свеч_,  гореч_,  горяч.., тягач_,  навзнич_, борщ_,  вещ_,  с плеч_,   скрипуч_,  крепыш_,  возиш_ся,  хорош_,  ключ_, колюч…,  схож_,   после встреч_,  мелоч_,   нет пастбищ_,  постич_,  сплош_,  клеиш_, после встреч..,  печ.. пироги,  печ.. дымит,  блестящ…

 

3) СИНТАКСИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Объясните, почему в одном примере запятая перед союзом И ставится, а в другом нет.

 

Луна во мгле перебегала

Из тучи в тучу и курган

Мгновенным блеском озаряла.    (А.Пушкин)

 

Женихи ей поклонились,

Потихоньку удалились

И согласно все опять

Стали жить да поживать.    (А. Пушкин)

 

 

4) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.

Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:

в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:

·         при- — это приставка, обозначающая приближение;

·         -лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)

·         -е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;

·         -л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;

·         -и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.

Виды морфем

В русском языке различают несколько видов морфем:

1.    главная морфема — корень слова;

2.    аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;

3.    интерфиксы и соединительные гласные.

 Посмотри видеозанятие «Как разбирать слова по составу» (спецкурс «Мир в слове и слово в жизни» С.В.Волкова, учителя русского языка и литературы, редактора журнала «Литература»), в котором тебе напомнят, как правильно выделять приставки и суффиксы в словах и определять исходные слова. СМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ

А что такое нулевые морфемы – окончания и суффиксы. В лингвистике отсутствие признака – тоже признак. А  иногда отсутствующий признак более весомый, яркий и значимый.

Например, нулевое окончание у существительных мужского рода, второго склонения, в форме именительного падежа

Изображение

Отметим последнюю морфему слова, нулевое окончание. Нормой является, если у существительного есть падежная форма, материально выраженное окончание.

Изображение

Нулевое окончание несет информацию, что именно эта форма существительного является начальной. О нашем существительном сообщает информацию, что это форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

В языке существуют и нулевые суффиксы. Например, формообразующий суффикс формы прошедшего времени глагола – суффикс -л-.

Изображение

Есть формы прошедшего времени, когда суффикс -л- отсутствует.

Изображение

Мы говорим, что в этих словах нулевой суффикс со значением формы прошедшего времени, потому что можем сравнить (вез, везла, везли).

В приведенном примере глагола «вез» не одна нулевая морфема (суффикс), есть и нулевое окончание. Оно определяется сравнением формы с другими родовыми формами в прошедшем времени.

О нулевой морфеме можно говорить, если она противопоставлена другим материально выраженным окончаниям и суффиксам. Например, если образовать от прилагательного «тихий» новое существительное «тишина», оно образовано при помощи суффикса -ин-. От этого же прилагательное можно образовать ещё одно существительное «тишь». Произведено слово с помощью нулевого суффикса, это можно подтвердить сравнивания «тишь» с существительным «тишина».

 

А как образуются новые слова. Конечно, есть слова в нашем языке, способ образования которых определить трудно. Например, знаете ли вы, как образовалось слова копейка? Оно образовалось с помощью суффикса. Многие наверняка сразу вспомнили слово «копить» и стали искать суффикс.

Но слово копейка образовалось от слова «копье», потому что на одной из первых русских монет было изображение всадника с копьём. Следовательно, слово копейка образовалось с помощью суффикса -к-, так же как слова змея – змейка, семья – семейка.

Как образуются новые слова?

Образуем от слова добрый другие слова разными способами.

Кстати, интересно происхождение и слова добрый. Образовалось оно от слова доба, то есть пора, время. И первоначальное значение этого слова было «большой, крепкий, вошедший в добу (в пору)».

В слове добрый выделена основа. Эта основа будет производящей, потому что именно от этой основы мы будем образовывать новые слова.

·    Добавляем к основе приставку пре- и получаем новое слово со значением «очень добрый»: предобрый. Мы использовали приставочный способ словообразования.

·   А теперь к основе слова добрый добавим суффикс -як- и получим слово со значением «добрый, мягкий человек»:добряк. Образовалось имя существительное. Мы использовали суффиксальный способ.

·   А сейчас к производящей основе мы одновременно добавим приставку за- и глагольный суффикс -и-. Получим глагол со значением «расположить к себе, угодить»: задобрить. Такой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным.

·    От слова переходить мы можем образовать существительное переход. В данном случае мы не добавляли приставки или суффиксы, а, наоборот, отсекли от производящей основы суффикс -и-. Такой способ называется бессуффиксным.

·    Следующие способы словообразования называются сложением. Это может быть сложение отдельных слов, сложение основы и целого слова, сложение основ.

Сложение слов

Сложение основы и целого слова

Сложение основ

станок-автомат, чудо-птица

звуковой, запись – звукозапись

пеший, ходит – пешеход

Наверное, вы встречали такие слова, как МГУунивермаг.

В первом случае сложили начальные буквы слов, во втором случае сложили первые слоги двух слов. Такие слова называются сложносокращенными.

Посмотрите на словосочетания военный человек и молодой военный. Можете сказать, к какой части речи относится выделенное слово? В первом словосочетании слово военный отвечает на вопрос какой? – это прилагательное. Во втором случае слово военный отвечает на вопрос кто? – это уже имя существительное. Такой способ называется переходом слов из одной части речи в другую.

 5) УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 Задание 1. Выделить приставки в следующих словах:

Дописать,  сделать,  прилагать,  сузить,  сверхъестественный,  никак,  здесь,  кое-кто,  кое у кого,  противопоказано,  неизменяемый,  водопровод,  природа,  сотрудник,  наибольший,  наискосок,  взобраться,  экс-президент,  экскаватор, недоумевать,  недописанный,  доисторический,  навсегда,  добропорядочный, загородный,  законный,  искривленный, искатель,  обвинитель,  оберегать,  обидчивый,  рассвет,  закат,  контр-адмирал,  контрнаступление,  мясоперерабатывающий,  непрекращающийся,  адъютант.

Задание 2. Выпишите пары однокоренных слов, выделите корень и отметьте чередование в корне.

Любить, запрашивать, орешник, хлам, вообразить, внимание, сладкий, безликий, мощеный, крутой, глумление, отец, плещет, копить, ров, круча, конец, спрос, мост, влюбленный, орех, захламление, понять, рыть, плеск, наслаждение, отечество, лицо, бесконечность, глумиться, преображение, накопление.

Задание 3. Разберите по составу приводимые ниже слова.

Ботинок  , пальто  , верблюжонок  , второстепенный  , выламывать  , медленное  , медленнее  , медленно  , заманчивый  , обучение  , переподготовка  , позолоченный  , последовательность  , приблизительный  , равносторонний  , рассказывают  , использование  , непринужденно  , перевоплощался  , пешеходный  , мировоззрение  .

Задание 4. Объедините однокоренные слова в группы, выделите корни.

Водитель, водный, проводка, завод, наводнение, проводы, водка, вода, водительский, водопровод,  хоровод, водяной,  половодье, хлебозавод, заводь, полноводный, водоросли, заводчик, провод, обезвоживание, водянистый, водовоз, подвода, водопад, заводить, водопой, подводник, вести, водонепроницаемый, отвел, ведомый, заводской, предводитель, разводка.

Задание 5. Решите тест.

1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА- ?

1)    заглохший, залежь, законный

2)    загородный, задушевность, закатиться

3)    заземленный, замшевый, заикаться

4)    заквасить, занозить, закадычный

2. В  каком ряду во всех словах выделяется окончание –ИЕ ?

1)    хорошие, избрание, описание

2)    завтрашние, сочувствие, заглавие

3)    альпийские, мнение, какие

4)    рационализаторские, азиатские, такие

3. В каком ряду во всех словах есть суффикс  -ЧИК-?

1)    возчик, грузчик, стаканчик

2)    калачик, перчик, кончик

3)    пончик, жетончик, ключик

4)    стульчик, пальчик, мячик

4. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -О- ?

1)    казачество, пятеро, заново

2)    железо, налево, местожительство

3)    домишко, всечасно, вчетверо

4)    красиво, вмешательство, шестеро

5. В  каком ряду во всех словах выделяется окончание –АЯ ?

1)    гостиная, самая, переливая

2)    масляная, пельменная, разбрасывая

3)    жестокая, какая, прекрасная

4)    стая, запятая, кладовая

6. В каком ряду во всех словах есть приставка  -ДО?

1)    догоняющий, дотация, донорский

2)    достроенный, доверху, доломанный

3)    довоенный, должностной, добропорядочный

4)    доисторический, доукомплектованный, документ

Задание 6. При разборе  по составу одного из слов допущена ошибка. Выпишите это слово и исправь ошибку.

Изображение

Задание 7. Выпишите слова с приставкой от-.

Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.

 

Выполненные задания пришлите на проверку или электронной почтой на адрес: savina@cir.tgl.ru или в личных сообщениях в ВК.