Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC
Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг
Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи
Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:
Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!
Заказать обратный звонок
Заявка на обучение
План занятия
1) Разминка.
2) Орфографический тренинг.
3) Синтаксический тренинг.
4) Изучение нового материала.
5) Упражнения на закрепление нового материала.
6) Задания для самостоятельной работы по теме
Начинаем!
1) Разминка. Слово спряталось. Найди его (в каждой строчке по слову).
ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Ответ здесь.
2) Орфографичекий тренинг.
2.1. Списывайте данные фразы и при этом четко проговаривайте то, что собираетесь написать (орфографическое проговаривание). Этот метод не требует заучивания правил, но способствует быстрому повышению грамотности. Весь фокус в работе зрительной и моторной памяти. Время на выполнение задания - 5-7 минут.
2.2. Часто запомнить и всё время применять правило сложнее, чем выучить все слова на это правило, потому что слов этих совсем немного. Сегодня запоминаем глаголы, которые оканчиваются на -ять.
2.3. Вставьте пропущенные буквы: собаки ла..ли, снег раста..л, флаги ре..т, развева..щиеся волосы, посе..нное зерно, бле..щий барашек, почу..вший добычу волк, неча..нная радость, он сильно кашл..л, мать леле..т дитя, дети зате..ли игру, долго кле...ли обои, что вы ма..тесь, надо ка..ться, ты наде..шься.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Ответы здесь
3. Синтаксический тренинг. Разберите предложение по членам. Объясните постановку тире в предложении.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Ответ здесь.
4. Изучение нового материала. Прочитайте и выполните задания.
Фонетика. Звуки речи как природный материал языка
ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Все фонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой.
Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д. Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин). Фонетическое слово - часть фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по´ воду [по´въду]. Слог - часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым. Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.
Он бывает тихим, громким, а еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить, а захочет - будет жить.
До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит.
Рот ему как дом родной, из него летит волной.
Любит с эхом подразниться, в барабане сохраниться.
Если где услышишь стук, значит, к нам добрался звук.
С.Ефремов. Звук.
В русском языке 42 звука. Намного больше, чем букв.
36 согласных звуков [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'].
6 гласных [а], [о], [ы], [и], [у], [э].
5) Упражнения на закрепление нового материала.
Упражнение 1. Дано 10 утверждений. Поставь около каждого "ВЕРНО" или "НЕВЕРНО".
1. Фонетика - это наука, которая изучает звуки и буквы.
2. Звуки речи делятся на гласные и согласные.
3. В русском языке 10 гласных звуков.
4. В русском языке буква Я может обозначать два звука.
5. В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки.
6. Все согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
7. Согласный звук может быть ударным или безударным.
8. Звук "Й" всегда мягкий.
9. В фонетическом слове только одно ударение.
10. В фонетическом слове только один слог.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 1) Неверно; 2) Верно; 3) Неверно; 4) Верно; 5) Верно; 6) Неверно; 7) Неверно; 8) Верно; 9) Верно; 10) Неверно.
6) Задания для самостоятельной работы по теме.
Задание 1. Решите тест.
Задание 2. Фонетическая задача.
Задание 3.