Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC
Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг
Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи
Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:
Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!
Заказать обратный звонок
Заявка на обучение
14 мая. Раздел "Стилистика". Тема занятия "Изобразительно-выразительные средства языка"
Сегодня на занятии мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте: повторим термины; будем учиться определять синтаксические средства выразительности в тексте, различать виды стилистических фигур. Сегодня мы должны усвоить знания о таких средствах художественной выразительности, как инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.
План занятия
1) Разминка.
2) Орфографический тренинг.
3) Синтаксический тренинг.
4) Изучение нового материала.
5) Упражнение на закрепление нового материала..
6) Задания для самостоятельной работы по теме.
Н А Ч И Н А Е М !
1) Разминка. Упражнения для развития мозга. Попробуй повтори. УПРАЖНЕНИЯ
2) Орфографический тренинг.
Вспомните, слитное и раздльное написание НЕ с разными частями речи.
Перепишите, раскрывая скобки.
(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
3) Синтаксический тренинг.
Определи, соответствует ли данное ниже предложение этой схеме.
4) Изучение нового материала.
Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1) эпифора |
а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2) антитеза |
б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3) эллипсис |
в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда |
4) градация |
г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5) параллелизм |
д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
Самопроверка. Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.
5) Упражнения на закрепление нового материала.
Упражнение 1. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы составлена правильно.
Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин Вмерзшие бутылки голых чёрных льдин. Булки фонарей, и на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым. Б. Пастернак |
метафора сравнение эпитет |
Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Б. Пастернак |
анафора Асиндетон ( нет союзов) метафора Парцелляция (по всему тексту) градация |
Осенний сад не помнит, увядая, Что в огненной листве погребена Такая звонкая, такая молодая Ещё совсем недавняя весна. С. Маршак |
олицетворение эпитет метафора |
Упражнение 2. Выполни упражнения на тренажере.
6) Задания для самостоятельной работы по теме.
Задание 1. Спишите сначала предложения, в которых есть синтаксический параллелизм, затем предложения лексическим повтором. Проанализируйте оставшиеся предложения. Найдите в них троп или стилистическую фигуру.
1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин)
2) Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
3) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И. Бунин.)
4) Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни. (В. Хлебников.)
5) О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок.)
6) Деточка, все мы немножечко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский)
Задание 2. Прочитайте маленький эпизод из толстовского рассказа "После бала", где, однако, содержится поворотный пункт рассказа - смена реальных событий и перемена в душе героя. Найдите градацию, которая показывает нам, что дальше жизнь героя изменится.
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.
Задание 3. Выпишите средства художественной выразительности (анафоры, эпифоры, синтаксический параллелизм) из "Песни про купца Калашникова, молодого опричника и царя Ивана Васильевича".
Вдруг толпа раздалась в обе стороны –
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает.