qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

С днем рождения!

    Педагоги
    • Лёшина Юлия Викторовна

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

  Психологическая помощь родителям

   Объясняем.РФ

Телефон доверия

  Телефон доверия

 

07 апреля Тема занятия "Стиль как основное понятие стилистики"

 План занятия.

1) Разминка.

2) Орфографический  тренинг.

3) Синтаксический тренинг.

4) Изучение нового материала.

5) Упражнения на закрепление нового материала.

6) Задание для самостоятельной работы по теме

Начинаем!

1) Разминка. Слово спряталось. Найди его (в каждой строчке по слову).

Изображение

Проверь себя. Ответ здесь.

2) Орфографичекий тренинг.

2.1. Списывайте данные фразы и при этом четко проговаривайте то, что собираетесь написать (орфографическое проговаривание). Этот метод не требует заучивания правил, но способствует быстрому повышению грамотности. Весь фокус в работе зрительной и моторной памяти. Время на выполнение задания - 5-7 минут.

Графический файл не найден

 2.2. Часто запомнить и всё время применять правило сложнее, чем выучить все слова на это правило, потому что слов этих совсем немного. Сегодня запоминаем глаголы, которые оканчиваются на -ять.

Графический файл не найден

2.3. Вставьте пропущенные буквы: собаки ла..ли,снег раста..л, флаги ре..т, развева..щиеся волосы, посе..нное зерно, бле..щий барашек, почу..вший добычу волк,  неча..нная радость, он сильно кашл..л, мать леле..т дитя, дети зате..ли игру, что вы ма..тесь, надо ка..ться, ты наде..шься.

Проверь себя. Ответы здесь

3. Синтаксический тренинг. Разберите предложение по членам. Объясните постановку тире в предложении.

Графический файл не найден

Проверь себя. Ответ здесь.

4. Изучение нового материала. Прочитайте  и выполните задания.

Стиль как основное понятие стилистики

Как вы думаете, что такое стиль и как это связано со стилистикой?

Со стилем немного проще. Мы вспомним, что это слово многозначное. Прежде всего скажем о стиле одеваться (одежда в стиле хиппи или ретро), потом о способе исполнения (стиль плавания баттерфляй, стиль бега на лыжах), подумаем и о стиле общения, деятельности (жёсткий или мягкий стиль руководства, стиль работы). В более узком смысле стиль означает направление в искусстве (стиль в архитектуре, музыке, стиль классицизм). Есть очень специальное значение слова «стиль»: способ летоисчисления (Новый год мы празднуем и по новому, и по старому стилю).

Но изначально это слово связано со словесностью: в древнегреческом языке был stylos, а в латинском — stylus, эти слова обозначали заострённую с одного конца и закруглённую с другого деревянную, костяную или металлическую палочку. Острым концом писали на вощёных дощечках, закруглёнными разравнивали воск, чтобы исправить ошибку и написать заново. «Почаще поворачивай стиль!» — мог посоветовать учитель в древности, заметив ошибки или невыразительность, неясность изложения. Вполне естественно, что со временем стали говорить о плохом или хорошем, многословном или строгом стиле, имея в виду уже не орудие письма, а качество написанного, особенности словесного выражения. Позже палочка для письма и вовсе вышла из обихода, а слово осталось, обозначая разновидность употребления языка.

Мы используем язык в различных ситуациях и с различными целями. Так, мы можем беседовать с приятелем на тему, интересную только нам двоим, а можем на эту же тему писать тот или иной текст, который может заинтересовать и абсолютно неизвестных нам людей (например, заметка в газету).

Задание. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку

 

 Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

Проверь себя. Ответ здесь.

В разных ситуациях мы используем разные стили речи. Так, в общении мы обычно пользуемся разговорным стилем; в газетах, на телевидении, в сочинениях используется (в зависимости от целей и условий) либо научный, либо официально-публицистический. Предполагая повлиять на чувства и мысли собеседника, мы можем обратиться к художественному или публицистическому стилю. Это так называемые функциональные стили речи.

Выделяют пять функциональных стилей: четыре книжных (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный. Для каждого из них характерны определенные языковые средства: слова, их формы, словосочетания, типы предложений.

Таким образом, стилистика изучает стили, которые реализуются в различных текстах.

 

Контрольные вопросы.

1) Что такое стиль языка. Проверь себя.

2) Что такое стилистика. Проверь себя. 

3)Перечислите функциональные стили речи. Проверь себя.

Правда, функция любого стиля реализуется в жанрах, поэтому у каждого функционального стиля свой набор речевых жанров. Выполняя функцию стиля, каждый жанр делает это по-своему. Жанры сохраняют черты функционального стиля, но отличаются особой композиционно-речевой структурой и особенностями употребления языка. Но это уже тема для следующих наших занятий.

  Дополнительный материал по этой теме  здесь. Основные понятия стилистики статья.

 

5) Упражнения на закрепление нового материала

Упражнение 1.  Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

1) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

2) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность,
временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем
15—17 °С.

3) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

 

Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов.

Упражнение 2. Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом —официальные (книжные)

а) Женя помолчала и опять спросила:

— Оля, а кто такой Тимур?

— Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)

б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)

 Упражнение 3.  Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.

а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.

б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

Упражнение 4. Прочитайте «лжетекст».  Можно ли понять основную мысль? Почему? Можно ли назвать это текстом? Сколько авторов в лжетексте? Закрасьте красным карандашом художественный стихотворный текст, синим – научный. Что у вас осталось? 

 Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди! Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

Проверь себя.

 5) Задания для самостоятельной работы по теме.

Задание 1. Перед вами четыре текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к какому функциональному стилю они относятся.

1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

2. Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

3. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигла 30-35 метров в секунду. Причинён значительный ущерб собственности нескольких фермерских хозяйств

4.                     Люблю грозу в начале мая,

                        Когда весенний первый гром,

                        Как бы резвяся и играя, 

                        Грохочет в небе голубом.

Задание 2. Познакомьтесь с текстом и выполните задания.

Я стою перед океаном и пытаюсь ра..сказать о нём. Трудно, (не)измеримо трудно, просто (не)возможно.

А не лучше ли думаю я взять каплю из этого океана и (по)к..зать как в ней отразил..сь солнце, «солнце русской поэзии».

Два раза в году при взгляд.. (на) календарь сер..це наполняется то радост..ю то гореч..ю. В июне, в самом начале лета, когда ра..цвета..т природа, сер..це радует..ся – Родился Пушкин! В феврале, когда з..мля зам..тен..а снегами, сер..це скорбит – Пушкин погиб…

Пушкин!

Кудрявая г..л..ва и восторже..ый пытливый взгляд. Волшебный бег гуси..ого пера и пылкая отзывчивая душа поэта. Восторг и мудр..сть. Кому из нас это не дорого? Это всегда с нами, во все часы нашей жизни, как бы она (н..)проходила – напряжё..о или весело, драматически или даже тр..гично…

С Пушкиным в его обществ.. чувству..ш.. себя надёжно, свободно, уверенно. Он (не)заменимый собеседник и бе..корыстный друг.

Л.Озеров.

  • Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.
  • Какова тема, основная мысль?
  • Озаглавьте текст, подберите разные варианты названий.
  • В третьем абзаце найдите антонимы, какова их роль в  тексте?
  • Какие слова употреблены в переносном значении?
  • Спишите текст, раскрывая скобки и решая пунктуационные задачи.
  • Выпишите номера истинных утверждений:

1.      Трудно рассказать об океане.

2.      В океане отразилось «солнце русской поэзии»

3.      В июне родился Пушкин.

4.      В феврале Пушкин погиб.

5.      Гусиное перо отражает душу поэта. 

6.      В обществе Пушкина чувствуешь себя неуверенно.

Еще раз: отсканированные выполненные работы присылать для проверки на электронную почту педагогу Савиной Наталии Александровне: savina@cir.tgl.ru

 

.