Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC
Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг
Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи
Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:
Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!
Заказать обратный звонок
Заявка на обучение
Доброй традицией в городе Тольятти стало проведение Православных образовательных чтений «Свет Христов просвещает всех!». Этот уникальный социально-образовательный проект направлен на решение сложного комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей и молодежи.
Целью проекта является повышение уровня духовно-нравственного воспитания, углубление знаний учащихся по предметам родиноведческого цикла.
В задачи проекта входит:
1. Приобщение детей к духовному наследию христианства, к ценностям отечественной культуры. 2. Воспитание патриотических чувств, доброты и взаимопонимания, уважения к русским национальным традициям.
3. Возрождение традиций православной педагогики, выявление и распространение педагогического опыта, способствующего духовно-нравственному формированию подрастающего поколения.
Возможно ли восстановить традиционные духовные ценности среди молодежи? Да, если включить детей и подростков в интересные для них образовательные, культурные, досуговые проекты, которые возвышают их и дают ответы на вопросы в духовной сфере.
Православные чтения проводятся в течение учебного года и включают четыре больших мероприятия, посвященных главным православным праздникам: Покрову Божьей Матери, Рождеству Христову, Пасхе, Светлому Христову Воскресению, и Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Участниками чтений являются воспитанники, учащиеся, их родители, педагоги, представители православной церкви, высшей школы, общественных организаций, средств массовой информации.
В рамках проекта объединены усилия органов управления образованием, образовательных учреждений, общественности и семьи. Учредитель мероприятия - Департамент образования мэрии городского округа Тольятти. Головной организационно-методический центр - МОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр интеллектуального развития», базовые учреждения: МОУ школа № 20, МОУ школа № 54, МОУ школа № 80, МОУ гимназия № 38, МОУ школа № 94.
Православные чтения реализуются при активной поддержке отдела религиозного образования и катехизации Тольяттинских благочиний Самарской епархии Русской Православной Церкви. В целях привлечения специалистов к участию в мероприятиях чтений и экспертизе творческих, исследовательских, проектных работ педагогов и детей организована совместная работа с самыми различными городскими организациями и учреждениями, например такими, как:
• Тольяттинский государственный университет (кафедры филологии и журналистики);
• Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (кафедра «Связи с общественностью»);
• Тольяттинское училище искусств (кафедра истории искусств);
• Тольяттинская писательская организация;
• Тольяттинский краеведческий музей;
• МУК «Библиотечно-сервисный центр Комсомольского района»;
• МУИ «Молодежный драматический театр»;
• Народный литературный театр им. А.С.Пушкина;
• Городские СМИ (газеты «Студенческий вестник», «Действительно в Тольятти», «Площадь Свободы», журнал «Автомеридиан», городское радио «Авторадио» и др.).
Номинации и секции чтений (их более 20-ти) охватывают разные области науки и искусства: филологию, историю, краеведение, культурологию, иностранные языки, журналистику, музыку, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, художественное чтение, театр. Такое разнообразие дает возможность детям разных возрастов - от дошкольников до учащихся старших классов – найти себя в разных видах деятельности – исследовательской, проектной, творческой.
В течение последних лет наметилась устойчивая тенденция увеличения количества участников Православных чтений. Если в 2006-07 учебном году в чтениях приняло участие 3350 детей, то в 2008-09 учебном году участниками Православных чтений стали 4350 детей из 180 учреждений.
Следует отметить значительно возросшую активность участия в чтениях родительской общественности. В Год семьи (2008) в чтениях участвовало 160 семейных коллективов. Многие номинации чтений предполагают активную работу родителей: выставка-акция «Семейная реликвия», презентация проектов «Семейный архив», заочный конкурс «Семейный летописец». Мамы заинтересованно откликнулись на акцию «Рождественский подарок»: их руками изготовлены сувениры, вязаные варежки, носочки, вышитые салфетки, которые были переданы одиноким пожилым людям, нуждающимся детям, в храмы. В январе 2009 года как итоговое мероприятие Года семьи проведен Рождественский праздник «Не надобен и клад, когда в семье лад», на который были приглашены 20 семей - самых активных участников Православных образовательных чтений.
Овладеет ли ребенок духовным опытом во многом зависит от того, какие технологии, методы, формы использует каждый педагог в конкретной школе, готовясь к участию в городских мероприятиях.
Одна из главных задач Православных образовательных чтений -выявление и распространение педагогического опыта, способствующего духовно-нравственному формированию ребенка.
Конкурс авторских методических материалов, который проводится в рамках Православных образовательных чтений, способствует включению педагогов в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм духовно-нравственного воспитания. Традиционные методические секции Покровских и Пасхальных чтений, такие как «Православная культура – традиционная основа русской семьи и школы», «Семейное воспитание как фактор духовно-нравственного становления личности», «Пушкин, Гоголь и российская культура XXI века» дают возможность педагогам поделиться наиболее интересным опытом работы.
Перспективы развития проекта «Православные образовательные чтения» очень широки.
Статус городских мероприятий стал уже тесен, и мы включились во всероссийскую программу «Хранители истоков». Второй год в рамках Православных чтений проводится региональный тур всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие».
Еще одна тенденция развития проекта – это включение в него мероприятий, лишенных элемента соревновательности и направленных на то, чтобы напомнить человеку о его высоком предназначении. Так, 19 декабря в день памяти Святителя Николая Чудотворца проведена акция «Протяни руку помощи». 450 детей самого разного возраста из тридцати учреждений собирали подарки для нуждающихся, убирались на территориях детских садов, храмов, больниц, зная, что никаких грамот или дипломов они за это не получат.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Сформированное позитивное отношение детей к окружающему миру, Отечеству, семье, другим людям и самому себе; приобщенность их к ценностям и опыту православной культуры.
• Увеличение доли школьников, занимающихся в системе дополнительного образования по программам культурологической и социально-педагогической направленности.
• Воспитание патриотических чувств, доброты и взаимопонимания, уважения к русским национальным традициям.
• Разработка и издание авторских перспективных методических материалов по духовно-нравственному воспитанию
Несомненно, что такие результаты нашего проекта будут востребованы городским социумом.
Нельзя не сказать о существующих проблемах и сложностях при реализации проекта. Главная задача, которая остается нерешенной, - это методическое обеспечение Православных чтений. Необходимо создать банк данных различных типов программ по духовно-нравственному воспитанию, банк методических и дидактических разработок и пособий. Но как раз это и представляет большую методическую трудность. Многие разработки, пособия, программы, разработанные педагогами города, нельзя назвать качественными. И объясняется это недостаточным уровнем культуры и профессиональной компетентности их авторов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на основе православных ценностей. Выстраивая систему духовно-нравственного воспитания, многие педагоги говорят о таких желаемых качествах личности школьника, как успешность, конкурентноспособность, толерантность, и нет в этой системе места смирению, послушанию, целомудрию. Духовно-нравственное воспитание пытаются построить на книгах Гайдара, Маяковского, Барто, не вспоминая даже о евангельских сюжетах или житийной литературе.
Нет нужды объяснять далее, как нужна помощь науки, высшей школы и церкви в вопросах методического сопровождения Православных образовательных чтений
Наталия Александровна Савина,
методист МОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр интеллектуального развития»