У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей. Единого костюма нет, так как каждое башкирское племя имело свои отличия. Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона. Основными материалами при изготовлении домашней одежды и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха, дикорастущие крапива и конопля, шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела нарядно. Торжественным считался яркий красный цвет. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы и выдры. Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Мужская одежда
Костюм состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым. Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов. Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун). Исключительно мужской деталью костюма был пояс: шерстяной, ременный, матерчатый или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Женская одежда
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком. Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной, округлой, короткой или длинной. Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху - расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона. В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс) - нарядный элемент национального костюма. Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом, аппликациями и эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.
Обувь
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога. Женщины носили башмаки и каты. Они украшались цветной строчкой и кисточками. Летом все башкиры обували лапти (сабата).