qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

 

 

 

  Психологическая помощь родителям

 

 

 

   Объясняем.РФ

 

 

 

Телефон доверия

 

 

 

  Телефон доверия

 

 

 

 

 

БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Изображение
У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей. Единого костюма нет, так как каждое башкирское племя имело свои отличия. Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона. Основными материалами при изготовлении домашней одежды и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха, дикорастущие крапива и конопля, шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела нарядно. Торжественным считался яркий красный цвет. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы и выдры. Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Мужская одежда
ИзображениеКостюм состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым. Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов. Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун). Исключительно мужской деталью костюма был пояс: шерстяной, ременный, матерчатый или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Женская одежда
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком. Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной, округлой, короткой или длинной. Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху - расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона. В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс) - нарядный элемент национального костюма. Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом, аппликациями и эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.
Обувь

Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога. Женщины носили башмаки и каты. Они украшались цветной строчкой и кисточками. Летом все башкиры обували лапти (сабата).