qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

  Психологическая помощь родителям

 

 

 Запишись в новую школу

 Объясняем.РФ

Телефон доверия

  Телефон доверия

 

ЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

 Изображение

Костюм верховых чувашей (вирьял) делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анатенчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию. Костюм Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей (анатри), соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета. Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. - салатовых, розовых, и желтых. Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя. Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками. Согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент – это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.

Мужская одежда
Основа чувашского костюма – белая рубаха кĕпе. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей. Рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры. Кроме того, мужчины носили однотонную безрукавку. Поверх надевали кафтан или халат. Зимой – суконные штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины с 2−3 сборками на талии на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп. В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок надевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки.
Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее. Мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă). Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав).
На свадьбу жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.
Женская одежда
Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Женская длина рубахи до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты. Зимой надевали суконные штаны и шубу из овчины. Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владелицы шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление. Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей. Женщины любили украшения с бисером, комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней. Все они присутствовали в: женских головных уборах (хушпу), нарядах на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая), браслетах и кольцах (они же сула и сере), маленьких зеркальцах, которые крепятся на пояс (тёкер), кошельках для пояса (енчёк), подвесках на пояс (йёс хуре).
Наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:
платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
Обувь
Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые - с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки. Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.