Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC
Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг
Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи
Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:
Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!
Заказать обратный звонок
Заявка на обучение
Программа "Родной край в фольклоре и литературе" позволяет представить литературу края живым, противоречивым, ярким, литературным процессом, к которому каждый имеет свое отношение. В ней соединено изучение народного поэтического и песенного творчества, изучение литературной истории Самарского края, современной литературной жизни родного Тольятти; жизни и творчества писателей-земляков
Педагог Пушкарева Лилия Михайловна.
Во время карантина на этой странице осуществляется дистанционное обучение по программе "Родной край в фольклоре и литературе".
Первый год обучения
29 апреля. Раздел "Современная литературная жизнь Тольятти". Тема занятия "Знакомство с литературными новинками. Тольяттинские писатели о городе и природе".
Поэзия Тольятти разнообразна и многогранна.
Разговор о поэзии всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души, особого, поэтического взгляда на мир.
Нина Михайловна Рябинина
Я затерялась где-то в тех дорогах,
Что с детства к мудрой зрелости ведут,
И не дают покоя. И в тревогах,
Нас за собой зовут, зовут, зовут...
У Нины Михайловны Рябининой хорошее и легкое письмо. Она может говорить на самые разные темы и всерьез, и полушутя, и шутя.
Ее стихи никогда не бывают затянутыми - 2-3, изредка 4 строфы, не больше. Именно лаконичность придает ее стихам глубину и объем. Лучшие стихи поэтессы привлекают выразительной нервностью, неограниченно широким кругом ассоциаций, тонкостью письма. Их можно читать как дневник.
Нина Михайловна Рябинина - поэт искренний. Возможно, какие-то ее стихи и требуют доработки, но многие поистине хрустальны! Она пишет потому, что не может не писать.
Я - песчинка, я - капля малая,
Может, звездочка в небесах?
Я - роса, я - снежинка талая,
Я - слезинка в твоих глазах.
Я - огонь, а быть может, искорка
От большого костра любви?
И от страсти такой неистовой
Испарюсь я. А ты – живи...
Она пишет преимущественно о том, что знает и чувствует лучше всего.
Очень много у Нины Михайловны Рябининой стихов о природе. И никогда не знаешь, то ли природа сопереживает лирическому герою, то ли лирический герой сквозь свои страдания находит силы сопереживать - стихии.
Так что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно! Поэт приводит в гармонию слова и звуки. Человек может писать и прозой, как Нина Рябинина, но он все равно останется поэтом. Вы только послушайте!
"...Ничем неприметная летом, затерянная между другими деревьями, красавица-рябина царствует сейчас, являя миру своё величие, украшает улицы города в эти короткие зимние дни, как бы продлевая их, наполняя солнечным светом, прогоняя хандру и уныние. И просто диву даёшься, сколько этой красоты вокруг и какая она разная!
На одних деревьях - ягода красная, на других - оранжевая, на некоторых - тёмно-вишнёвая. И всё это убранство с плавными переходами от одного оттенка к другому, всё это царственное величие захватывает и пленяет, заставляет ещё и ещё биться с волнением ваше сердце, ощущая величайшую радость от простого созерцания этой природной гармонии, не переставая удивлять, не переставая радовать вас. И так хочется жить! Жить, чтобы любоваться этими дивными рябинами! Хочется объять эту красоту, наполнить ею душу и сохранить навечно..."
Наталья Баюшева - поэтесса нашего города
Талантливая девушка, сумевшая стать голосом своего поколения в тольяттинской поэтической среде, продолжает восхождение к вершинам творческого мастерства. Стихи Натальи Баюшевой любят, знают, читают и перечитывают, посвящают любимым, а некоторые – превращают в прекрасные песни, поэтому творческий вечер этой поэтессы всегда озаряет музыка. Большинство поэтических строк Натальи Баюшевой наполнены лиризмом, и не случайно она выбрала время творческого вечера весну, называя это время года «время романтики»:
К ней предвзятость в душе моей что ли
Или просто виновна любовь?
Но весной у поэта до боли
Закипает тюльпанами кровь.
Так способен высказываться только настоящий поэт, который и в любви, и в творчестве привык больше отдавать, нежели получать. А лирическая героиня стихов Натальи Баюшевой не только умела ярко переживать юношескую влюблённость, но и сохранила и преумножила талант любить.
Стихи поэта лиричны, и поэтому легко ложатся на музыку
Наталья Баюшева читает свои стихи. ВИДЕО
Артисты театра "Дилижанс" читают стихи тольяттинских поэтом о городе СМОТРИМ И СЛУШАЕМ
22 апреля. Раздел "Современная литературная жизнь Тольятти". Тема занятия "Знакомство с литературными новинками. Тольяттинские писатели о родном городе и ВАЗе".
Весь апрель наш город празднует юбилей выпуска первого автомобиля на заводе АВТОВАЗ.
Как много пламенных, задушевных строк посвятили тольяттинские поэты родному городу и Волжскому автозаводу!
К 50-летнему юбилею первой модели ВАЗ артисты театра "Дилижанс" выбрали несколько замечательных стихотворений и прочитали их на фоне городских пейзажей. В поэтическое поздравление вошли стихи:
Игоря Быстрицкого Читаем о поэте Игоре Быстрицком
Светланы Антоновой, Николая Казакова, Петра Рагулина, Евгения Ивненко, Валерия Белехова,
Игоря Мельникова Читаем о поэте Игоре Мельникове.
Артисты театра "Дилижанс" читают стихи тольяттинских поэтов о любимом городе и Волжском автозаводе.
Олег Андюшкин выбрал энергичное стихотворение Игоря Быстрицкого "Я ВАЗом мускулист". Смотрим и слушаем.
Марине Агаповой пришлось по душе нежное восьмистишие Светланы Антоновой "Ладушка", Смотрим и слушаем.
Артём Машин прогулялся по широким улицам Автограда, декламируя стихи Николая Казакова "Городской мотив". Смотрим и слушаем.
Задание для самостоятельной работы.
1) Прочитай в материалах о поэте Игоре Быстрицком стихотворение "Автоград". Почему автор называет Тольятти "поляковским автоградом"?
2) Перейди по ссылке на главную страницу сайта Тольяттинской писательской организации https://pisatelitlt.ru/ . Познакомься с недавними событиями литературной жизни Тольятти. Какое из этих событий, по твоему мнению, наиболее интересное и значимое?
3) Прочитай стихотворения Бориса Скотневского, Виктора Полева, Нины Рябининой, Елены Каревой о природе. Выучи одно из них наизусть (по твоему выбору).
15 апреля. Раздел "Писатели, поэты и наш край". Тема занятия "Этнограф Д.Н.Садовников. Знакомство с работами Д.Н.Садовникова «Сказки и предания Самарского края», «Загадки русского народа»".
Д.Н.Садовников был одним из тех поэтов, который воспевал в своих произведениях красоту приволжской земли и жизнь народа, проживающего на этой земле. В его поэзии все русское, самобытное и при чтении ее невольно вспоминаются пушкинские строки: «Здесь русский дух, здесь, Русью пахнет!»
Д.Н.Садовников
Познакомьтесь с биографией поэта, собирателя фольклора, этнографа. Посмотрите видеофильм "Д. Садовников"
Дмитрий Николаевич Садовников родился 25 апреля 1847 года в Симбирске, в небольшой дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, сам занимался воспитанием сына, сумел привить ему любовь к литературе, языкам. Мальчик обладал незаурядными способностями. В 5 лет он уже свободно читал, в 8 – сочинял стихи, в 10 лет уже увлекался научными занятиями. Мать Садовникова, Татьяна Ивановна, была «очень развитая женщина, много читавшая и даже писавшая довольно неплохие стихи». К сожалению, недолго довелось ей нянчить своего единственного и любимого сына: она умерла, когда ему исполнилось три года. Когда Дмитрию шел тринадцатый год, внезапно умер отец. Мальчик остается круглым сиротой. Заботу о воспитании берет на себя родная тетка Полянская. Чтобы продолжить образование Дмитрий поступает в Симбирскую гимназию сразу в четвертый класс. В 1870 году Садовников благополучно сдает экзамены на звание домашнего учителя. Некоторое время живет в Москве, а потом возвращается в Симбирск. В родном городе Дмитрий Николаевич поступил домашним учителем в семью сестры одного из товарищей по гимназии – Варвары Ивановны Лазаревой. Встреча с этой девушкой стала для поэта встречей со своей судьбой. Они горячо и искренне полюбили друг друга. В 1871 году он женился на ней и переехал в Москву. Но эта счастливая и светлая полоса его жизни длилась недолго. Через шесть лет после свадьбы умирает Варвара Ивановна, и Дмитрий Николаевич остается малолетними детьми. Со всей остротой перед ним встала проблема добывания средств к существованию. И, поручив детей попечению своей воспитательницы, он уехал в Петербург, где раньше жил только временно и наездами. В Петербурге Садовников входит в литературные круги, публикуется во многих газетах и журналах.
В 1882 году Садовников попадает в архив замечательного русского поэта, нашего земляка, друга А.С.Пушкина, Николая Михайловича Языкова. Среди бумаг поэта Садовников обнаруживает письма А.С.Пушкина к Н.М.Языкову. Он изучает их и публикует, подготовив соответствующие комментарии. Поэтический мир Садовникова, его самобытность ярко проявились в стихотворении «К Волге». Сам Д.Н.Садовников признавался: «…Волга была, если хотите, моей первой любовью; первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней».
К тебе несу стихи, река моя родная,-
Они – навеяны и созданы тобой –
Я вырос близ тебя, среди твоей природы;
На берегах твоих я речь свою ковал
В затишье вечеров и в шуме непогоды,
Когда, сердитая, ты разгоняла вал…
Суриков. Степан Разин
Но из всех стихов, связанных с именем донского бунтаря, в памяти народной и до сего дня хранится одно, ставшее любимой песней миллионов русских – «Из-за острова на стрежень…». Во время историко- этнографических путешествий по Поволжью Дмитрий Николаевич слышал различные варианты сказаний о Стеньке Разине и пленной красавице. Он дал собственную интерпретацию старинного предания, вложив в него всю мощь своего таланта, создал такую песню о могучем атамане волжской вольницы, которую с небольшими изменениями поют от Москвы до самых дальних окраин нашего Отечества. Этому триумфу способствовал писатель-бард Степан Скиталец, исполнивший стихи Садовникова в начале века в Москве на литературном вечере, аккомпанируя себе на гуслях. Со временем, как это нередко бывает с популярными песнями, появились народные переделки, и в некоторых сборниках (например, «Волга, слава тебе!» - Саратов, 1978) «Из-за острова на стрежень» уже включается в раздел «Народные песни» без упоминания фамилии автора. К сожалению, неизвестен автор, написавший к ней знаменитую музыку.
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукой
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
«Волга, волга, мать родная,
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну...
«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души...»
Кадр из фильма "Понизовая вольница", 1908 г.
Правы те литературоведы, которые полагают, что если бы Дмитрий Николаевич не написал ничего другого и остался бы автором единственной песни «Из-за острова на стрежень», то уже одним этим снискал бы широкую известность.
Поэзия Д.Н.Садовникова – это яркая и интересная страница истории русской литературы 19 века, история культуры нашего края. В опоре на устное народное творчество, на его поэтические принципы и состоит ведущая особенность поэзии Д.Н.Садовникова. И это не случайно, ведь он был прекрасным знатоком русского фольклора.
Всю свою недолгую жизнь Д.Н.Садовников собирал и издавал фольклор. Самыми главными трудами его стали книги «Загадки русского народа» и «Сказки и предания Самарского края». Творчество Садовникова-фольклориста было тесно связано с Самарской губернией, которую за свою жизнь он хорошо изучил. Особенно влекло его Жигулёвское побережье, где поэт часто бывал, тщательно исследуя и записывая местные предания. В результате в 1872 году в журнале «Беседа» появилась большая историко-этнографическая статья Садовникова «Жигули и Усолье на Волге». В последующие годы были напечатаны и другие статьи Садовникова на ту же тему: «Жигулевские горы», «Виды Волги», «Царев курган», «Из волжских преданий о Стеньке Разине», «Из летних поездок по Волге», и так далее. В первой половине 70-х годов Садовников записал много фольклорного материала в Заволжье, на территории Ставропольского, Волжского, Красноярского, и других современных районов Самарской области. Собранные им материалы вошли в известные сборники «Загадки русского народа» (1875 год) и «Сказки и предания Самарского края» (1884 год), которые явились ценнейшим вкладом в фольклористическую литературу.
Книга «Сказки и предания Самарского края» (1884 год) была признана одним из лучших сборников сказок России. Садовников был страстным любителем своего края и много сделал для краеведения. Очевидно, именно как краевед он пришел к мысли о том, что живая сказка бытует в Поволжье, и ее надо собирать прямо из уст тех, кто еще рассказывает ее по деревням и селам. И уж если есть желание познакомиться с умом и культурой своего народа, делать это надо вживую. Сборник, впервые увидевший свет в
Читать "Сказки и предания Самарского края" в издании 1884 года на сайте Государственной Публичной Исторической библиотеки России: ЧИТАТЬ
Сборник «Загадки русского народа», составленнный Д.Н. Садовниковым, является одним из самых полных и лучших в научном отношении собраний русского народного фольклора. Книга знакомит со всем многообразием и великолепием загадок русского народа. По мнению автора именно в загадке, одном из наиболее древних по форме и происхождению видов народного творчества, открывается полный простор для человеческой фантазии, одновременно здесь проявляются вся житейская мудрость и нравственность народа.
Происхождение загадки относится к тем временам, когда природные явления были для человека страшной тайной. Олицетворяя их, первобытный человек слагал свой образный миф, и многие загадки носят несомненный отпечаток глубокой древности. По мере того как борьба человека с природой продвигалась вперёд, загадка, бывшая прежде хранительницей верований, постепенно стала утрачивать это своё значение, и стала удовлетворять одной народной любознательности. Сохранилась её иносказательная, аллегоричная форма, образность, но прежний смысл исчез. Люди стали смотреть на загадку как на упражнение для ума.
Отгадывание загадок - средство для развития логики и образности мышления, отличная тренировка интеллектуальных способностей.
Читать "Загадки русского народа" в издании на сайте "Интернет-архив": ЧИТАТЬ
Барин - кузнец
Барин одному кузнецу позавидовал.
Живёшь ты,- говорит,- живёшь, ещё когда-то урожай будет и денег дождёшься, а кузнец молотком постучит - и с деньгами. Дай кузницу заведу.
Завел кузницу, лакею велел мехи раздувать. Стоит. Ждёт заказчиков. Едет мужик мимо, шины заказать на все четыре колеса.
— Эй, мужик, стой, заезжай сюда! Тот подъехал,
— Тебе что?
— Да вот барин, шины надо на весь стан.
— Ладно, сейчас, подожди!
— Да полтораста рублей надо бы взять, ну да чтобы народ привадить, сто все возьму.
— Ладно.
Стал барин огонь разводить, лакей — мехи дуть, взял железо, давай его ковать, а ковать-то не умеет. Все сжег.
— Ну, — говорит, - мужичок, не выйдет тебе не то что весь станок, а разве один шинок.
— Ну, ладно, — говорит, шинок так шинок. Ковал, ковал барин и говорит:
— Ну, мужичок, не выйдет и один шинок, а выйдет ли, нет ли сошничок.
Постучал барии молотком, еще больше железа испортил много и говорит:
— Ну, мужичок, не выйдет и сошничок , а дай бог, чтобы вышел кочедычок (то есть шило для плетения лаптей — авт.).
— Ну хоть кочедычок, — говорит мужик.
Только у барина и на кочедычок железа не хватило; все сжег. Поработал-поработал и говорит:
— Ну, мужичок, не выйдет и кочедычок, а выйдет один шичок. {Когда железо раскаленное в воду опустить, так оно и шикнет).
— Ладно, - говорит мужик, — сколько же вам?
— Да ведь я тебе, дурак, говорил, что сто.
— Со мной сейчас нет, я за деньгами пойду. И пошел. А барин и говорит лакею: — Ты, когда он придет с деньгами-то, стой да приговаривай: прибавь, мол, прибавь.
— Хорошо, — говорит. Вот мужик захватил дома плеть, пришел в кузницу и давай барина жарить, а лакей стоит да приговаривает:
— Прибавь еще! Прибавь еще!
Отжарил и ушел.
— Что ты, подлец ? Я тебе приказывал, если он денег принесет, говорить это, а ты видишь, меня бьют, а орешь: «Прибавь еще!».
Приколотил барин лакея, кузницу разломал и не стал больше браться за кузнечное ремесло да завидовать кузнецу.
Ответьте на вопросы к сказке «Барин-кузнец»
Почему барин решил стать кузнецом?
Кто раздувал мехи в кузнице?
Какую работу попросил сделать заезжий мужик?
Удалось ли сделать её барину?
Почему у барина не получилось сделать задуманное?
Стал ли барин развивать кузнечное дело?
Нужно ли современному школьнику читать эту сказку? Какой урок он может усвоить, прочитав эту сказку?
08 апреля. Тема занятия "Читаем сказки, записанные М.Н.Языковым, «Горшеня», «Жар-птица»".
Вспомним, что в 19-ом веке одним из самых известных собирателей волжского фольклора был А. Коринфский, который издал два сборника - "Волжский фольклор" и "Волжские песни".
Большой вклад в сбор и записывание устных произведений народного творчества внес российский поэт, уроженец Симбирской губернии Николай Михайлович Языков (1803-1846). Подробно с биографией поэта можно познакомиться здесь. Биография
Н.М.Языков - автор прекрасных стихов, которые легко ложились на музыку и сохраняли свою популярность в виде романсов и песен. В 1833 году Языков уехал из Москвы на родину. Живя в Симбирске, Николай Языков вместе с братьями предпринимает огромную работу по собиранию устного народного творчества. Конечно же, это была трудоёмкая и кропотливая работа, требовавшая не только времени, но и любви, одержимости, беззаветной преданности. И это был подвиг во имя культуры. Собирая фольклор, Языковы объездили не только Симбирскую губернию, но и практически всю Самарскую и часть Саратовской. В результате было записано около 1000 народных песен, и в течение 30-х годов составилось обширное фольклорное «Собрание Языковых», ставшее основой знаменитого собрания русских песен Петра Киреевского. Осенью 1837 года П.В. Киреевский приехал к поэту в Симбирск. Он увлёкся обширным архивом Языковых и «засиделся» здесь до мая 1838 года. В результате была написана так называемая «Песенная прокламация», содержащая призыв ко всем русским интеллигентам записывать и собирать русские народные песни. Она явилась первым документом в истории русской фольклористики, излагавшим научные принципы и чётко сформулированные задачи, стоящие перед собирателями песенного народного творчества. Эта «прокламация» – «О собирании русских народных песен и стихов», – написанная Петром Киреевским и Николаем Языковым, была опубликована в «Симбирских губернских ведомостях» 14 апреля 1838 года. Заканчивалась она так: «Надеясь, что соотечественники наши примут участие в этом общественном деле, мы покорнейше просим доставлять стихи и песни в г. Симбирск на имя Петра Михайловича Языкова». На призыв Киреевского и Языкова откликнулись многие крупные русские писатели и поэты, общественные деятели. Среди них были Н.В. Гоголь, В.И. Даль, А.В. Кольцов, А.Ф. Писемский, П.П. Мельников-Печерский и многие другие.
Одной из очень редких сказок, которую удалось записать Н.Языкову в Самарской области, стала сказка "Горшеня". Прочитайте ее. ТЕКСТ
Часто в народных сказках загадки представляли собой некое организующее начало, основу занимательного сюжета. Сказки о мудрых отгадчиках — один из видов таких сказок. В них отгадчик — мудрец, обнаруживающий не только необычайный ум, но и высокую нравственность. Другая группа — это сказки, где отгадчик не мудр в высшем смысле этого слова, а практически сметлив, хитер, плутоват и иногда разрешает загадку или задачу совершенно случайно. Если в первой группе сказок наградой часто служит брак, то здесь отгадчик извлекает из решения задачи прежде всего материальные выгоды.
К этой группе относится сказка о Горшене. В этой сказке Царь вовсе не «сказочный», а совершенно реальный — Иван Васильевич Грозный. Приурочение этого сюжета к Грозному — отнюдь не случайное явление, оно приближает действие к действительности и отражает популярность, которой пользуется Грозный в народной памяти. Сказка имеет ярко выраженную противобоярскую направленность. Именно поэтому она и связывается с именем Грозного: народ помнит борьбу Грозного против бояр. Сказка эта известна и без имени Грозного.
В том варианте, который был записан Н. М. Языковым, сказка рассказывалась так: Горшеня (т. е. горшечник) с возом горшков едет по дороге и дремлет. Его нагоняет царь и расспрашивает о его ремесле, о том, как он кормится, о его семье. Диалог этот носит чисто реалистический характер. Горшеня доволен своей жизнью. Царь говорит, что «на свете все-таки не без худа». Горшеня отвечает, что есть три худа: худой сосед, худая жена и худой разум. «А скажи мне, которое худо всех хуже?» — «От худого соседа («шабра») уйду, от худой жены тоже можно… а от худого разума не уйдешь, все с тобой». Царю этот ответ нравится: «Ты мозголов». Царь иносказательно (загадка) говорит ему, что «прилетят гуси с Руси» и предлагает ему ощипать* их. Смысл этих слов раскрывается позднее. Царь приказывает боярам, «чтобы на всех угощениях не было посуды ни серебряной, ни оловянной, ни медной, ни деревянной, а все бы глиняная». Бояре теперь вынуждены покупать посуду у Горшени, и он назначает цену: «Каждую посудину насыпать полну денег». Так он разгадывает иносказание царя: гуси — бояре, он, по царскому совету, их «щиплет». Когда один из бояр скупится, он предлагает вместо денег другую форму оплаты: боярин должен запрячься в телегу вместо лошади и отвезти его к дворцу. Боярин согласен, Горшеня едет на боярине и поёт песни. Царь выглядывает из окна и спрашивает: «Да на чем ты едешь?», на что следует ответ: «На худом-то разуме, государь». Царь лишает боярина его боярского сана, а Горшеню делает боярином. Боярин должен скинуть с себя свою одежду и надеть ее на Горшеню.
В сказке этой есть уже не только типы, но человеческие характеры: умный и веселый Горшеня, глупый и тупой боярин, причем именно характер определяет поступки действующих лиц. Жало сатиры направлено против боярина, а царь представлен народным царем, идущим заодно с бедняками против боярства.
Много сказок записали Языковы в Поволжье. Среди них были и сказки о жар-птице. Николай Языков по мотивам народной сказки создал свою авторску сказку и написал её в драматической форме.
Самостоятельно прочитайте драматическую сказку Н.Языкова "Жар-птица" ТЕКСТ и ответьте на вопрос: какая именно известная вам народная сказка легла в основу авторской сказки Н.Языкова?