qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

  Психологическая помощь родителям

 

 

 Запишись в новую школу

 Объясняем.РФ

Телефон доверия

  Телефон доверия

 

09 ноября. Синтаксис. Словосочетание и предложение

Цель занятия -  обобщить и углубить знания о синтаксисе, о словосочетании и предложении как единицах языка.

Вы узнаете, что такое словосочетание, чем предложение отличается от словосочетания.

В начале занятия как всегда предлагается выполнить разминку на тренировку мозга, упражнения на орфографию и пунктуацию.

План занятия

1)    Разминка.

2)    Орфографический тренинг.

3)    Пунктуационный тренинг.

4)    Изучение нового материала.

5)    Упражнения на закрепление нового материала.

Н а ч и н а е м !

1) РАЗМИНКА. Упражнение для формирования навыка быстрого чтения и орфографической зоркости. Решите ребусы

Изображение

2) ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Задание 2.1. Спишите предложения. Время на выполнение 5-7 минут. Это хорошее упражнение для повышения грамотности, поскольку к зрительной памяти добавляется память моторная.

Изображение

Задание 2.2. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание сложных прилагательных.

1. Северо (западный), орехово (зуевский), дизель (моторный). 

2. (Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно) исторические условия, (железно) дорожное движение, (машино) строительный завод, (металло) режущий станок, (сельско) хозяйственные машины, (сложно) сочиненное предложение, (средне) годовой доход, (трудо) способное население.

3. (Бледно) розовый, (блекло) желтый, (бутылочно) зеленый, (голубовато) фиолетовый, (золотисто) желтый, (изжелта) красный, (иссиня) черный, (лимонно) желтый, (молочно) белый, (мутно) зеленый, (пепельно) седой, (светло) голубой.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

 3) ПУНКТУАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ. Изучите подсказку, а потом выполните упражнение.

Изображение

Упражнение. Спишите, расставьте, где нужно запятые.

На рейде стояли два каких-то незнакомых парохода с грязными белыми трубами да несколько портовых буксиров.

На взгляд-то он хорош да зелен.

Обстановки почти никакой: стол четыре гнутых стула три продавленных кровати да забытая кем-то электрическая спиралька-кипятильник.

Там росли тесно прижавшись друг к дружке две березки да маленькая рябинка.

Он был препровожден обратно в свою комнату, где получил чашку кофе два яйца всмятку да белый хлеб с маслом.

Соседка открыла дверь да не вошла застыв на пороге. 

Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных  кос.

 

4) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Понятие о словосочетании

Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:

·                     красная роза — роза (какая?) красная;

·                     плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;

·                     рукава реглан — рукава (какие?) реглан.

Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.

Сравним:

·                     сестра — родная сестра;

·                     идти — идти по тропинке;

·                     юбка — юбка в клетку.

Изображение

Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более слов и строится на основе подчинительной связи.

Словосочетание и предложение

Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и  поэтому не имеет интонации сообщения. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.

Понаблюдаем:

·                     синее небо

·                     белые облака

·                     плывут по небу

Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.

Белые облака плывут по синему небу.

В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).

Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:

·                     светлая комната

·                     танцуешь в зале

·                     идешь у озера.

Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:

·                     медленно плывёшь

·                     наука побеждать

·                     работает вздыхая

·                     долго молчит.

В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:

·                     наречие (медленно, долго)

·                     неопределенная форма глагола (побеждать)

·                     деепричастие (вздыхая).

Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.

Запомним, что подлежащее и сказуемое, которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.

Обобщая то, что мы уже рассмотрели, можно посмотрить видео "Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово".  СМОТРИМ

Виды словосочетаний

Словосочетание по своему строению и значению бывает разным. Оно может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:

·                     красивое платье

·                     яркие краски

·                     вишнёвое варенье

·                     любимая сказка

·                     в спортивном рюкзаке

·                     острая боль

·                     по широкой дороге

·                     через узкую ступеньку.

В словосочетании главным словом может быть глагол, а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан:

·                     купать (кого?) щенка

·                     брошу (что?) палку

·                     нарисуем (что?) дом

·                     отправить (что?) посылку

·                     накормить (кого?) котёнка

·                     убрать (с чего?) со стола

·                     приводить (во что?) в школу

·                     оплатить (что?) проезд

·                     пойти (на что?) на ярмарку

·                     вернуться (во что?) в среду.

От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:

·                     быстро прочитать — прочитать как? быстро;

·                     сказать сгоряча — сказать почему? сгоряча;

·                     поступить назло — поступить с какой целью? назло;

·                     рано встать     — встать когда? рано;

·                     двигать вверх — двигать куда? вверх.

Обобщаем: 

Изображение

 

Предложение

Предложение — одна из основных единиц языка. Простое предложение — это синтаксическая единица, обладающая предикативностью, смысловой и интонационной завершенностью.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, просьба, совет).

Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.

Изображение

Рассмотрим более подробно, что такое простое предложение.

От словосочетания, как минимальной синтаксической единицы, предложение отличает главный признак: в нем имеются равноправные члены предложения, а именно: подлежащее и сказуемое, между которыми существует предикативная связь.

Чтобы было понятно, что представляет собой такая связь, переведем с латинского языка слово «предикат». Оно буквально значит «сказуемое». В простом предложении предмет выполняет действие. Предмет — это подлежащее, а действие, которое выполняет предмет, выражает сказуемое, например:

Солнце (что делает?) светит.

Недавно дождь (что сделал?) прошёл.

Подлежащее со сказуемым или только один главный член составляют грамматическую основу простого предложения. Еще укажем один важный момент: в простом предложении содержится только одна грамматическая основа.

Задремали звезды золотые (С.Есенин).

Изображение

Простое предложение — это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. 

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например:

Листья берез пожелтели.

Она может состоять из одного члена предложения — подлежащего:

Зима. Кругом лежит белый снег.

или  только сказуемого, например:

ВечереетНебо на западе порозовело.

 

Обобщая то, что мы уже рассмотрели, можно посмотреть видеозанятие «Что такое простое предложение». СМОТРИМ 

5) УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Задание 1. Решите тест по теме «Словосочетание».

Этот тест поможет вам разобраться с темой "Словосочетание". Вы узнаете, что такое словосочетание и какие слова не могут быть отнесены к словосочетаниям. Тест позволит вам чувствовать себя увереннее на уроке русского языка.

Тест по теме «Словосочетание»

1) Как должны быть связаны слова в словосочетаниях?

а) Только по смыслу 

б) Только грамматически 

в) По смыслу и грамматически 

г) По смыслу и грамматически или только по смыслу 

2) На основании какой связи строятся словосочетания в русском языке?

а) сочинительной 

б) подчинительной 

в) сочинительной или подчинительной 

3) Как связаны слова в словосочетании "долго молчит"?

а) Только по смыслу 

б) По смыслу и грамматически 

в) Только грамматически 

4) Являются ли словосочетанием слова "красивое платье"?

а) Да 

б) Нет 

5) Являются ли словосочетанием слова "Я работаю"?

а) Да 

б) Нет 

6) Какие сочетания слов из приведённых ниже не являются словосочетаниями?

а) бегу в школу 

б) около школы 

в) новая школа 

г) бегу быстро 

7) Какие сочетания слов из приведённых ниже не являются словосочетаниями?

а) мама отдыхает 

б) тихо звучит 

в) грустит в одиночестве 

г) летний зной 

8) Какие сочетания слов из приведённых ниже не являются словосочетаниями?

а) медленно вздохнуть 

б) перевести часы 

в) утром и вечером 

г) устать от работы 

9) Сколько словосочетаний в предложении: "Завтра я работаю до вечера"

а) одно 

б) два 

в) три 

г) четыре 

10) Какое слово является зависимым в словосочетании "плавать вдоль берега"?

а) плавать 

б) вдоль 

в) берега 

г) вдоль берега 

Задание 2. Решите тест по теме «Предложение».

Этот тест поможет вам научиться отличать простое предложение от сложного и осложнённого. Вы потренируетесь находить простые и сложные предложения.

Тест по теме «Предложение»

1) Какое предложение является простым?

а) В котором одна грамматическая основа 

б) В котором нет второстепенных членов 

в) В котором нет обособленных оборотов 

г) Все варианты верны 

2) Согласны ли вы с утверждением "Простое и сложное предложение могут быть осложнёнными"?

а) Да 

б) Осложнённым может быть только простое предложение 

в) Осложнённым может быть только сложное предложение 

г) Ни простое предложение, ни сложное не могут быть осложнёнными 

3) Какое из предложений является простым?

а) Их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль 

б) Я и раньше ходил в лес гулять 

в) Потом опустилась ночь и загромыхало где-то на востоке 

4) Какое из предложений является простым?

а) Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел 

б) Над полем, над степью, над лесом и пустырями жутко и протяжно выл ветер, залетевший, видимо, в нашу сторону с далёкого севера и потерявший навсегда дорогу назад 

в) Стемнело, и появились первые звёзды 

5) Является ли простым предложение "Мама сказала: "Делай уроки"?

а) Да, но оно осложнено прямой речью 

б) Нет, оно сложное 

6) Является ли простым предложение "Выйдя на улицу, я сразу побежал к реке"?

а) Да 

б) Нет 

7) Является ли простым предложение "Я увидел собаку, которая ждала хозяина"?

а) Да, оно простое, но распространённое 

б) Да, оно простое, но осложнённое 

в) Нет, оно сложное 

8) Какое из предложений не является простым?

а) К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной 

б) Потемневшее от пыли голубое южное небо 

в) Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною 

г) С одной из лесных полян я увидел высокую многоцветную грозу 

9) Какое из предложений не является простым?

а) Сыр выпал - с ним была плутовка такова 

б) Сельский букет стоял на столе

в) Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звездам 

г) Неспокойная наша родная река 

10) Согласны ли вы с утверждением "Простое предложение всегда полное"?

а) Да 

б) Нет, оно может быть неполным 

 

Выполненные задания пришлите на проверку или электронной почтой на адрес: savina@cir.tgl.ru или в личных сообщениях в ВК.