qwe

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Изображение

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Изображение

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Изображение

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

Изображение

Изображение
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 Изображение

 

 

Изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 октября Второй год обучения. Система словарей.

 План занятия

1) Разминка.

2) Орфографический  тренинг.

3) Синтаксический тренинг.

4) Изучение нового материала.

Начинаем!

1) Разминка. Прочитай слова, написанные разным шрифтом

Изображение

2) Орфографический  тренинг.

2.1. Списывайте данные фразы и при этом четко проговаривайте то, что собираетесь написать (орфографическое проговаривание). Этот метод не требует заучивания правил, но способствует быстрому повышению грамотности. Весь фокус в работе зрительной и моторной памяти. Время на выполнение задания - 5-7 минут.

Изображение

 2.2. Вспомним правило на написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных 

Изображение

2.3. Задание: перепишите фразы, вставляя пропущенные буквы.

 1. Изране..ый  солдат,  мужестве..о перенеся назначе..ую ему и сдела..ую операцию, постепе..о поправляется, хотя прикосновения к его ране..ой руке всё ещё для него болезне..ы.

2. Здоровье больного сильно подорва..о, и потому ему прописа..ы витами.. ые чаи, особе..о це.. ые для ослабле.. ого и обессиле.. ого болезнью организма.

3. Вскипячё.. ое молоко остуже.. о и пода.. о к ужину, но предпочтение всё же отда.. о топлё.. ому, которое вкуснее кипячё.. ого.

4. Сорвавшись с языка бра.. ое слово сказа.. о, а сказа.. ого не воротишь -  и все смотрят на неё так удивле.. о, потому что удивле.. ы неожида.. ым открытием: столь резкие выражения ей обычно несвойстве.. ы.

5. Казё.. ое имущество было расхище.. о среди бела дня, и никто своевреме.. о на это не отреагировал, что неестестве.. о и ничем не может быть объясне.. о и оправда.. о.

6. Сотрудниками следстве.. ой группы легкомысле.. о и ветре.. о упуще.. а единстве.. о це.. ая улика против непойма.. ого преступника: он оставил свои «пальчики» не на дверце бронирова.. ого сейфа, где их ожидали найти, а на приотворе.. ой двери сте.. ого шкафа.

7. Вяле.. ая вобла, присоле.. ые орешки и консервирова.. ые фрукты - все эти высококачестве.. ые излюбле.. ые лакомства, доставле.. ые в отдел, мгнове.. о распрода.. ы.

8. Братьям казнё.. ого Калашникова была обеща.. а царская милость: они получали неограниче.. ое право торговать безда.. о и беспошли.. о любым привезё.. ым товаром на центральных и окраи.. ых ярмарках страны.

3) Синтаксический тренинг.

Задание. В каком предложении  ставится тире?


1) Грузинские деревни это сплошные сады.
2) Прилет журавлей есть признак весны.
3) Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста важное событие в культурной жизни столицы.

5) Расточать восторги признак ограниченности понимания и вкуса.
6) Снег словно шелк.
7) Наш долг совершенствовать знания.
8) Эти равнины словно море бескрайнее.
9) Безумство храбрых вот мудрость жизни.

10) Этот яркий свет словно ливень золотой.
11) Наш край богат и прекрасен.
12) Твои радость и горе это радость и горе для меня. 
13) Одна беда еще не беда.
14) Принятый сотрудник кажется хороший специалист.
15) Сегодня небо как море.
16) Превосходная должность быть на земле человеком.

 4) Изучение нового материала.

 Сегодня мы должны познакомиться с разными видами словарей русского языка, их назначением для того, чтобы у нас сформировалось умение пользоваться словарями, решая разные языковые задания.  

Изображение

Словарь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Историческая справка: на Руси словари «непонятных слов» появились в 13 веке; а с 16 века словари перешли на алфавитное расположение и получили название азбуковников; в 18 веке появились реальные (исторические, географические и др.) словари; среди энциклопедий 19 века заслуживает внимание «Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний»; в 1926-47 г.г. – первое издание БСЭ в 66 томах.

Функции словарей: фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке; Передача этих знаний от поколения к поколению.

Лексикография (др.-гр.lexika – словарь,grapho –пишу) – раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая особенности слов, их толкование.

Типы словарей:

Энциклопедические (объясняются предметы, явления, сообщаются сведения о различных событиях ,известных людях - военачальниках, ученых, актерах и т.д .)

Лингвистические (объясняются слова, толкуются их значение, строение, написание).

ВИДЫ СЛОВАРЕЙ

1. Толковые словари объясняют значение слов. В толковом словаре содержатся слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, с примерами употребления этих слов. Он объясняет лексическое значение того или иного слова. Альт - голос между дискантом и тенором; низкий женский голос, | род скрипки, вторы. Аппарат - прибор, снаряд, орудие, устройство, приспособление; прил.: аппаратный, аппаратовый, снарядный, приборный. Примеры толковых словарей: Д. Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка; В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»; С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». Изображение

2. Фразеологические словари дает толкование устойчивых сочетаний слов, поговорок, образных выражений. Примеры фразеологических словарей: Н.С. Ашукина «Образные выражения»; С.В. Максимов «Крылатые слова»; А.И. Молотков «Фразеологический словарь русского языка».

3. Словарь синонимов описывает слова разные по написанию и звучанию, но одинаковые по значению. В словаре синонимов содержатся слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение, служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. кавалерия — конница смелый — храбрый идти — шагать. Пример словаря синонимов: З.Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка».

4.Словарь антонимов  дает описание слов с противоположным значением. В словаре антонимов содержатся слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. «правда» — «ложь» «добрый» — «злой» «говорить» — «молчать». Пример словаря антонимов: Л.А.Введенская «Словарь антонимов русского языка».

5.Словарь омонимов. Сюда включены слова с одинаковым написанием и произношением, но разным значением. Пример словаря омонимов: О.С. Ахманова « Словарь омонимов русского языка»; Н.М. Шанский «Словарь омонимов русского языка».

6. Словообразовательный словарь показывает членение слов на морфемы, словообразовательную структуру слова. Примеры словообразовательных словарей: З.А. Потиха «Школьный словообразовательный словарь»; З.А. Потиха «Как сделаны слова в русском языке»; А.И. Кузнецова «Словарь морфем русского языка».

7. Орфографический словарь содержит алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Пример орфографического словаря: С.Г. Бархударов « Орфографический словарь русского языка»; Б.З. Бучкина «Слитно или раздельно?». Изображение

8.Орфоэпический словарь отражает современные правила литературного произношения и ударения. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте. конечно -коне[шн]о скучно - ску[шн]о яичница - яи[шн']ица брусчатка - [брущатка] грузчик - [грущик] грустный - [грусный]. Пример словаря: Р.И. Аванесов « Орфоэпический словарь русского языка»; К.И. Былинский « В помощь диктору».

9. Ономастические словари -  словарь собственных имен, фамилий, кличек, географических названий. Примеры словарей:  Н.А. Петровский «Словарь русских личных имен»; В.А. Никонов «Краткий топонимический словарь».

Вывод: Ни один язык – будь то родной иди неродной – невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая, в значительной степени определяет общую культуру человека.

ЗАДАНИЕ: Загляни на свою книжную полку. Какие словари есть у вас в доме? Как часто ты обращаешься к ним за помощью?