qwe

Навигация

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Изображение

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Изображение

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

Изображение

Изображение

Изображение
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

Изображение

Изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 мая. Стилистика. Стилистическое богатство русской фразеологии

 26 мая. Раздел "Стилистика". Тема занятия "Стилистическое богатство русской фразеологии"

 Сегодня мы будем учиться определять стилистическую окраску фразеологизмов и уместно употреблять их в разных стилях речи.

План занятия

1) Разминка.

2) Орфографический  тренинг.

3) Синтаксический тренинг.

4) Изучение нового материала.

5) Упражнение на закрепление нового материала..

6) Задания для самостоятельной работы по теме.

Н А Ч И Н А Е М ! 

 1) Разминка.  Разнообразим нашу речь. Сегодня разберемся в значении шести слов, которые часто используются не по назначению

Графический файл не найден  Графический файл не найден 

Графический файл не найден  Графический файл не найден

Графический файл не найден  Графический файл не найден  

2) Орфографический тренинг.  Вспомним слитное и раздельное написание наречий.

Графический файл не найден  Графический файл не найден

  Тренируемся: Спишите предложения, раскрыв скобки

 (В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии. (На)утро они вернулись из похода. Всю работу мы отложили (на)утро. Недавно мы ходили (на)встречу с актерами театра и кино.(На)встречу мне бежали люди.

3) Синтаксический тренинг.  Вспомним постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

 Графический файл не найден

 ТренируемсяСпишите, расставьте знаки препинания в следующих предложениях. В предложениях, где есть общие второстепенные члены, подчеркните их.

1)    Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью. 2) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 3) Пугачев дал знак и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин.) 4) Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. 5) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М. Горький.) 6) Не шевелится ни один листок вверху и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (М. М. Пришвин.) 7) После обеда затянулось небо и был дождь. (М. М. Пришвин.)

 4) Изучение нового материала.  Что такое фразеологизмы, вы все прекрасно знаете. Нет? Забыли? Тогда вспоминаем и смотрим видеозанятие.

Графический файл не найден

Классификация фразеологизмов по стилю

Графический файл не найден

Стилистическое использование фразеологизмов связано прежде всего с тем, что некоторые типы устойчивых словосочетаний обладают яркой выразительностью.

Графический файл не найден

5) Упражнение на закрепление нового материала.  

Упражнение 1.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.

а) считать ворон — бездельничать

б) в час по чайной ложке — медленно

в) тертый калач — опытный (о человеке)

г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

Упражнение 2.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?

а) куры не клюют

б) семь пятниц на неделе

в) тьма тьмущая

г) хоть пруд пруди

Упражнение 3.  В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

Упражнение 4.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?

а) раскрыть карты

б) попасть впросак

в) смотреть сквозь пальцы 

г) камень преткновения

Упражнение 5.  Подбери фразеологизмы, в которые входят слова, обозначающие части тела человека, на выбор: голова, глаза, рука, нос, уши, ноги и т.д. Например:

Изображение

Чтобы выполнить упражнение быстро и правильно, можно посмотреть видеозанятие  "Как человек превратился в фразеологизмы" (спецкурс С.В.Волкова). ВИДЕОЗАНЯТИЕ

6) Задания для самостоятельной работы по теме.  

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте фразеологизмы. Напишите текст (4-5 предложений) «Советы, как стать успешным», используя только некоторые из подчёркнутых фразеологизмов.

Определите стиль получившегося текста.

Помогли ли фразеологизмы передать ваши мысли? Содержат ли они одобрительную или отрицательную оценку тем явлениям, действиям, предметам, которые называют? Определите, к какой группе (стилистически нейтральным, разговорным, книжным) вы отнесёте использованные фразеологизмы.

Могут ли они встретиться в других стилях речи?

Взять на заметку, заморить червячка, во все лопатки, брать пример, владеть собой, брать слово, от ворот поворот, уделять внимание, ни кола ни двора, души не чаять, играть роль, играть в молчанку, кот наплакал, наломать дров, находить общий язык, ставить вопрос, стреляный воробей, стоять на своём, битый час, навострить лыжи, водить за нос, в двух шагах, валять дурака, первым делом.

ЗАДАНИЕ 2. Перед вами текст. В нём нет фразеологизмов. Замените подчёркнутые слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Выясните, подходят ли они по стилистической окраске к данному тексту. Стиль текста -? Стиль фразеологизмов-?

Бестолковый день

(рассказ Незнайки)

Я проснулся утром, чувствую - плохо мне. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго занимался ерундой, а потом уже не знал, чем занять себя. Вернулся домой от усталости еле живой, съел еле-еле 6 котлет и медленно выпил стакан томатного сока. Тут внезапно появился Пилюлькин, он ругался, велел запомнить, что нельзя есть грязными руками, а мне всё равно, потому что от усталости я ничего не понимал.

Слова для справок: на душе кошки скребут, бить баклуши, тянуть кота за хвост, ни жив ни мёртв, с горем пополам, в час по чайной ложке, как снег на голову свалился, метать молнии, зарубить на носу, хоть кол на голове теши, ни в зуб ногой

ЗАДАНИЕ 3. Сопоставьте фразеологизмы из разных языков. Соедините похожие по смыслу фразеологизмы линией одного цвета.

Пустить козла в огород.

Когда свинья в розовых тапочках вскарабкается на гору.

Кот в мешке.

Посылать собаку за жареными колбасами.

Уставился как баран на новые ворота.

Заяц в мешке.

Когда рак на горе свистнет.

Стоит как вол перед горой.

Ответьте на вопрос, употребив соответствующий фразеологизм из русского языка (используйте слова для справок).

1) Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как два яйца. А русские - ? _______________________

2) Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, француз и немец говорят: знаю, как собственный карман. А как скажет русский?___________________

3)Англичане говорят о таком человеке, что он занят, как пчела, французы – что он стреляет из четырёх ружей. А как говорят русские? ______________________________________

Для справок: трудится как вол, трудится как пчёлка, свои пять пальцев, две капли воды.

ЗАДАНИЕ 4.  Большой пласт русской фразеологии связан с античной мифологией. Посмотрите видеозанятие, а затем выполните задание.

Графический файл не найден

Выберите правильное значение фразеологизма:

1. Что означает фразеологизм «Сизифов труд»?

 А. лень

 Б. тяжёлая и бессмысленная работа

 В. лёгкая работа, не требующая больших усилий

2. Что означает фразеологизм "Троянский конь"?

 A. желанный подарок

 Б. вещь, поразившая воображение

 B. подарок с подвохом

4. Что означает фразеологизм "Танталовы муки"?

A. осознание бессилия, невозможности достичь желаемого

Б. муки от боли

В. сострадание к обездоленным

 5. Что означает фразеологизм "между Сциллой и Харибдой"?

A. безвыходное положение

Б. то же, что погнаться за двумя зайцами

B. заманчивое предложение с одной и с другой стороны

7. Что означает фразеологизм "Ахиллесова пята"?

А. один из талантов человека

Б. сильно выраженное качество характера

В. уязвимое место

10. Что означает фразеологизм "яблоко раздора"?

A. повод к ссоре, к конфликту

Б. предмет, привлекательный для нескольких человек

B. то, что помогает избежать конфликта

ЗАДАНИЕ 5.  Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Это предложение мне совсем не по душе.

2. Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

3. Он сумел скрыть свои недостатки, сумел взять в руки волю и желание.

4. Не стоит откладывать важные дела в большой ящик. 

5. Ему везёт: что бы он ни натворил, ему всё сходит с рук.

6. Народ уже не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы.

7. В этих событиях важную скрипку играют военные.

8. Она знает город как свои пять пальцев.

9. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

10. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой.

11. Работу необходимо закончить в срок - хоть кровь из носу!

12. Он не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены.

13. Они долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

14. Он согласился на это невыгодное предложение скрипя сердцем.

15. Завершая концерт, хор спел лебединую песню.

16. Все её ругали на чём свет стоял.

17. Пора уже тебе взяться за свой ум.

18. Он постоянно сидит сложив руки.

19. Ничего не получается - хоть бейся головой об стенку.

20. Львиная часть работы уже выполнена.

21. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

22. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

23. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

24. Записная книжка как сквозь землю провалилась.