qwe

Навигация

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Изображение

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Изображение

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

Изображение

Изображение

Изображение
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Ближайшие события в Центре:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

19 мая. Стилистика. Изобразительно-выразительные средства языка

 19 мая. Раздел «Стилистика». Тема занятия «Изобразительно-выразительные средства языка. Антитеза. Градация. Параллелизм»

Сегодня мы продолжаем изучать  изобразительно-выразительные средства языка - тропы и фигуры речи. Более подробно поговорим о градации, антитезе, параллелизме.

План занятия

1) Разминка.

2) Орфографический  тренинг.

3) Синтаксический тренинг.

4) Изучение нового материала.

5) Упражнения на закрепление нового материала. 

6) Задания для самостоятельной работы по теме.

  Н А Ч И Н А Е М ! 

  1) Разминка. Упражнение на скорочтение.

Графический файл не найден

2) Орфографический тренинг. 

Запомни:

Графический файл не найден

Спиши и вставь гласные буквы в личные окончания глаголов.

Вы предвид_те,  он клевещ_т,  они дремл_т, вещи порт_тся, почему вы это терп_те, он обид_тся, они пар_тся, они топч_ся, он бор_тся, он вспаш_т, они стрекоч_т, они напо_т коней, ты завис_шь, онм ненавид_т, стихи вспомн_тся, они бор_тся, он бре_тся, услыш_шь шорох, они щекоч_т, он пыш_т здоровьем, завтра ты выздорове_шь и задыш_шь свободно,  мы посмотр_м передачу, они колыш_тся, он ма_тся без дела.

3) Синтаксический тренинг. 

Запомни вводные слова.

Изображение

Спиши предложения и расставь запятые, где это необходимо.

1. Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.) 

2. Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А. Пушкин.)

3. Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н. Гоголь.)

4. Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И. Тургенев.) 

 

4) Изучение нового материала. 

Для начала вспомни материал прошлого занятия и ответь на вопросы.

- Что  сближает тропы и фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной. И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры — образ¬ные средства художественной речи, наполняющие языковую форму бесценным содержанием.

- Чем различаются тропы и фигуры? (Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности).

 Графический файл не найден

К стилистическим фигурам речи относятся:

Графический файл не найден 

 

 А теперь посмотри видеозанятие, в котором подробно рассказывается о выразительных средствах языка. ВИДЕОЗАНЯТИЕ

 

5) Упражнения на закрепление нового материала.

Упражнение 1. Определите, какие средства выразительности употреблены в следующх примерах.

1) Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги. 

2) Пляшет перед звездами звезда,

     Пляшет колокольчиком вода,

     Пляшет шмель и в дудочку дудит,

     Пляшет перед скинией Давид.   (А.Тарковский)

3) Милый друг, и в этом тихом доме

    Лихорадка бьет меня.

    Не найти мне места в тихом доме

    Возле мирного огня.   (А. Блок)

4) С Россией кончено… На последях

    Её мы прогалдели, проболтали,

    Пролузгали, пропили, проплевали,

    Замызгали на грязных площадях.   (М. Волошин)

5) Я вчера задыхался от счастья,

     А сегодня кричу от боли.  (Р. Ивнев)

6) Там мертвой славе отдают

     Меня – твои живые руки.    (А.Ахматова)

7) По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие   (И. Гончаров)

8) Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.

9) Но остался влажный след в морщине

    Старого утеса. Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко,

     И тихонько плачет он в пустыне.  (М.Лермонтов)

 Ответы: 1) метафора. 2) Анафора, 3) Эпифора, 4) Градация, 5) Антитеза, 6) Антитеза, 7) Инверсия, 8) Перифраз,9) Олицетворение

Упражнение 2. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы составлена правильно.

Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин Вмерзшие бутылки голых чёрных льдин.

Булки фонарей, и на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым.

Б. Пастернак

метафора

сравнение

эпитет

Во всём мне хочется дойти  До самой сути.

В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,  До их причины,

До оснований, до корней,  До сердцевины.

Всё время схватывая нить Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Б. Пастернак

анафора

Асиндетон ( нет союзов)

метафора

Парцелляция (по всему тексту)

градация

Осенний сад не помнит, увядая,

Что в огненной листве погребена

Такая звонкая, такая молодая

Ещё совсем недавняя весна.

С. Маршак

олицетворение 

эпитет 

метафора

 

Упражнение 3. Перед вами отрывок из публицистики военных лет. Какие средства и стилистические приемы использовал автор, чтобы воздействовать на чувства читателя, убедить его, побудить к определенным поступкам, действиям?

 Не мы хотели этой войны. Не мы перед ними отступим. Фашисты начали войну. Мы ее кончим победой - победой труда и свободы. Война - тяжелое суровое дело, но наши сердца закалены. Мы знаем, какое горе принес фашистский захватчик другим народам. Мы знаем, как он останавливается, когда видит достойный отпор. Мы не дрогнем. (И.Эренбург).

Упражнение 4. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

 

1.       Дождь дороги заболотил.

          Ветер режет их стекло.

          Он платок срывает с вётел

          И стрижёт их наголо.

2. Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной с арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.

 3. Эта звезда шестидесятых годов полностью отошла от кино и посвятила свою жизнь защите братьев наших меньших.

  4. Если б был я маленький, как Великий океан, на цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы.

 5. Швед, русский колет, рубит, режет.

 6.       День уходит, и прохлада

           Освежает и бодрит.

           Отдохнувши от парада,

           Город праздничный гудит.

           Вот когда встречаться парам!

           Говорлива и жива,

          По садам и по бульварам

          Растекается Москва.

Бессоюзие

Антитеза

Метафора

Метонимия Синекдоха

Оксюморон

Перифраз

Олицетворение

Гипербола

Литота

Для справок:

Изображение   Изображение

6) Задание для самостоятельной работы по теме. Прочитай тексты и определи, какие средства выразительности в них используются.

 Текст №1

Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них. Его почти 257-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли. Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель, а есть долг, обязательный для всех.  Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь — везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания, как хранитель Просвещения.

Текст №2

Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы.  Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом, была - Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ