qwe

Навигация

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Изображение

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Изображение

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

Изображение

Изображение

Изображение
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Ближайшие события в Центре:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

14 мая. Стилистика. Изобразительно-выразительные средства языка

 14 мая. Раздел "Стилистика". Тема занятия "Изобразительно-выразительные средства языка"

На прошлом занятии мы говорили о художественном функциональном стиле и выяснили, что в художественной речи не только (и не столько) передается определенная информация об окружающем мире – художественный текст создает свой собственный, образный мир.  А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.Сегодня мы должны усвоить знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия.

План занятия

1) Разминка.

2) Орфографический  тренинг.

3) Синтаксический тренинг.

4) Изучение нового материала с упражнениями на закрепление.

5) Проверочная работа.

6) Задания для самостоятельной работы по теме.

Н А Ч И Н А Е М ! 

 1) Разминка. Разнообразим нашу речь. Сегодня выучите 9 слов, которые можно писать и так и так.

Графический файл не найден

Графический файл не найден  Графический файл не найден  Графический файл не найден

Графический файл не найден  Графический файл не найден  Графический файл не найден

Графический файл не найден  Графический файл не найден  Графический файл не найден

Можете ли вы ещё привести примеры таких слов?

2) Орфографический тренинг. Изучите подсказку, а потом выполните упражнение.

Графический файл не найден

Упражнение. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите слова то слитно, то раздельно, ставьте, где нужно, дефис.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, (по)январски морозно, настроен (по)боевому, встал (с)(по)(за)ранку, (по)вашему получилось, не (сегодня)завтра все всё узнают, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, говорил (по)болгарски, переваливался (с)боку (на)бок, жили бок(о)бок, шел(в)слепую, едва(едва)успел, (по)тихоньку скрылся, (волей)неволей пришел, шли след (в)след, (кое)как успели, отдохнули (на)славу, все ты делаешь шиворот(на)выворот,  вопрос поставил меня (в)тупик, (полным)полно грибов, не (к)стати это, шли (по)одному, (тихо)смирно сидел, (без)вести пропавший, решил  (с)(бухты)барахты, (без)толку говорил.  

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

3) Синтаксический тренинг. Объясните постановку тире в этом предложении. 

 

Графический файл не найден

Упражнение. В каком предложении  ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

5) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
6) Снег__словно шелк.
7) Наш долг__совершенствовать знания.
8) Эти равнины__словно море бескрайнее.
9) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

10) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
11) Наш край__богат и прекрасен.
12) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
13) Одна беда еще__не беда.
14) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
15) Сегодня небо__как море.
16) Превосходная должность__быть на земле человеком.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

 

4) Изучение нового материала.

 Языковой особенностью художественного стиля является употребление различных тропов. Тропы  обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. К тропам относятся метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола, ирония, литота и др.

 

Графический файл не найден

 

Эпитет

Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления (весёлый ветер, печальная берёза, бледная луна, золотой луч, постоянные эпитеты в фольклоре - чистое поле, красна девица)

Графический файл не найден

Учебно-тренировочное упражнение 1 Прочитайте стихотворение и назовите эпитеты. Какую роль эпитеты играют в тексте?

В этой деревне огни не погашены,

Ты мне тоску не пророчь,

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

Светятся тихие, светятся чудные,

Слышится шум полыньи…

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы печали мои? (Н. Рубцов «Зимняя песня»)

Проверь себя. Эпитеты: светлые звезды; тихая ночь, нежно украшена; тихие, чудные огни; трудные  пути.

И хотя чаще всего эпитет – имя прилагательное, но может быть выражен и наречием, как в стихотворении  (нежно  украшена)  и существительным например, идет волшебница зима.

В тексте эпитеты создают яркую запоминающую картину, выражают настроение, чувства лирического героя.

Сравнение

В любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете наряду с эпитетами выражения, основанные на сопоставлении двух предметов – сравнения. ПосмотритеВИДЕОЗАНЯТИЕ «Как возникает сравнение? Что такое гомеровское сравнение», после чего выполните учебно-тренировочные упражнения.

Учебно-тренировочное упражнение 2. Вспомните и назовите способы выражения сравнений.

Проверь себя.

Графический файл не найден

 

Учебно-тренировочное упражнение 3.  Найдите сравнение в следующих примерах:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит. (А.С. Пушкин)

Уж близок полдень.

Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.  (А.С. Пушкин)

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось и помчалось колесом? (К. Чуковский)

Я ль, скажи мне, всех милее…(А.С. Пушкин)

Твои глаза подобны звездам…

Её золотые косицы

Затянуты, будто жгуты.

По платью, по синему ситцу,

Как в поле, мелькают цветы. (Я. Смеляков)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.  (И. Бунин)

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная. (М.Ю. Лермонтов)

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…(М.Ю. Лермонтов)

Метафора

Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Просмотрите ВИДЕОЗАНЯТИЕ "Скрытое сравнение, или Метафора" и объясните, почему он так сказал о метафоре.  

Графический файл не найден

Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Например, над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков.

Учебно-тренировочное упражнение 4.  Перед вами  метафоры.

Голова и хвост поезда, лента дороги, костер рябины красной, золото волос, подошва горы, гора книг, море слёз, зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.

Задание: распределите их по группам, основываясь на сходстве по следующим признакам: по форме, по цвету, по размеру или количеству, по расположению, по производимому впечатлению.

Проверь себя:

По форме: лента дороги.

Цвету: костер рябины красной, золото волос.

Размеру, количеству:  гора книг, море слёз.

Расположению:  голова и хвост поезда, подошва горы.

Производимому впечатлению: зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.

Олицетворение

Разновидностью метафоры является олицетворение.

Графический файл не найден

 

Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых. Метафора как правило представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении  самостоятельное предметное значение. Например: 

К.Чуковский «Федорино горе»

Скачет сито по полям, 
А корыто по лугам. 
За лопатою метла 
Вдоль по улице пошла. 
И помчалися по улице ножи: 
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» 

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? 

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка — скажу. 

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... 

Печка ей не сказала.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

- "Свет ты мой, -

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил".

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Как вы думаете, для чего в сказках употребляется олицетворение?

Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает сказочного  героя. Еще одна важная функция олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. Например, в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»:  «сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала»; «закручинилась берёзонька».

Метонимия

А теперь мы вспомним такое средство художественной выразительности, как метонимия?   Посмотрите ВИДЕОЗАНЯТИЕ "Не нужно  есть тарелки, или Метонимия" и ответьте на вопрос: в чем секрет этого тропа? Вид тропа, в основе которого лежит принцип  смежности.

Графический файл не найден

Сравним два выражения: «Спит усталый ветер» и «Спит усталый город». В чём их разница? Мы можем сказать «ветер устал», подобно человеку ветер соотносится по действию с живым существом (это олицетворение). Попытка подобным образом объснить второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди. Это метонимия.

Учебно-тренировочное упражнение 5.  Докажите, что в приведенных выражениях использована метонимия:

Говорит и показывает Москва. Картина написана маслом. Он парень с головой. Чайник кипит.

Учебно-тренировочное упражнение 6.  Прочитайте фразы из повести Пушкина «Метель», найдите в них метонимии  и объясните их смысл.

а)  Он объявлял им, что ноги его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном …

в)  Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случай открыть ей своё сердце, потребовал минуты внимания. 

 

5) Проверочная работа    

Сегодня на занятии мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия.

Как вы усвоили данный материал?

Тест

В данных примерах определите средство выразительности.

1. В багрец и золото одетые леса  (А.С. Пушкин)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

2. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И.А. Крылов)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

3. Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца. (Н.А. Вяземский)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

4. Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шелк. (И. Бунин)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

5. Но струя бежит и плещет,

И на солнце мечась, блещет

И смеется над тобою. (Ф.И. Тютчев)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

6. Скинуло кафтан зеленое лето,

Отсвистели жаворонки всласть. (Д. Кедрин)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

7. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

8. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

9. Ты вел мечи на пир обильный (А.С. Пушкин);

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

10. И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах. (В. Брюсов)

1) эпитет 2)сравнение  3) метафора 4) олицетворение   5) метонимия.  

Проверяем.  КЛЮЧИ

Оцени, как ты усвоил материал занятия:

9-10 правильных ответов – отлично;6-8  - хорошо, 4-5 – посредственно, 3 и менее – очень плохо.

 

6) Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности в тексте.

Символ моей родины

Изображение Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой  середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

 Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. Азавороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто  танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они  как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

Задание 2.  Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Весенний солнечный день, Сергиев Посад». Составьте рассказ по этой картине, стараясь употребить эпитеты, сравнения, если удастся, то и метафоры. 

Изображение