qwe

Навигация

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Изображение

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Изображение

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

Изображение

Изображение

Изображение
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

Изображение

Изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

07 мая. Стилистика. Публицистический стиль речи

 07 мая. Раздел «Стилистика». Тема занятия «Публицистический стиль речи»

На занятии  рассматриваются особенности публицистического стиля, проводится анализ языковых средств публицистического стиля.

 

 План занятия

1) Разминка.

2) Орфографический  тренинг.

3) Синтаксический тренинг.

4) Изучение нового материала.

5) Упражнения на закрепление нового материала.

6) Задание для самостоятельной работы по теме

Н А Ч И Н А Е М !

 1) Разминка.  Упражнение на скорочтение.

Графический файл не найден

 

2) Орфографический тренинг.  Чтобы больше не мучиться и не мучаться.

В разных источниках вариант "мучать(ся)" может либо отсутствовать вовсе (Морковкин В.В., 2017; ресурс "Академос"), либо указываться с пометкой "разговорный" (Кузнецов С.А., 1998), либо предлагаться как равноправная форма (Соловьёв Н.В., 2011).

Но практически ни один источник не запрещает использовать личные формы I спряжения, соответствующие варианту "мучать(ся)", часто они указаны в примерах к варианту "мучить(ся)". Только соблюдайте логику в пределах одного текста, особенно это касается письменной речи.

 Графический файл не найден

 

3) Синтаксический тренинг. Вводные слова

Учим вводные слова. Выделяйте их запятыми с обеих сторон. При помощи этих слов вы сможете связать мысли во время выступления.

Итак, мы выяснили, что Николай пришёл первым. Следовательно, только он мог видеть, что здесь произошло.

Графический файл не найден

 

4) Изучение нового материала. 

Вы можете изучить текст, который приведен ниже, или посмотреть видеознятие по данной теме, а потом выполнить упражнения и задания. ВИДЕОЗАНЯТИЕ

 

Публицистический стиль – это функциональный стиль русского литературного языка.

Зарождение публицистического стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана Грозного с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве И.А. Крылова, Н.И. Новико́ва, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева и других. Окончательно сформировался этот стиль в России в XIX веке, и немалую роль в этом сыграли писатели и критики А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.А Добролюбов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.

Основные цели текстов публицистического стиля – воздействовать на людей, призвать их к действию, сообщить информацию и т. п. Такое взаимодействие возможно во время дискуссии, выступления, пресс-конференции, в статье и др.

Предмет речи в публицистическом стиле – общественно значимый факт.

Особенности способа подачи информации – отражение оценки и мнения авторов.

«Доколе, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?» – начал свою речь римский оратор Цицерон против политического деятеля Древнего Рима. Что интересно, русская публицистика начала XX века использовала только начало этой фразы: «Доколе?» – и публика узнавала и всю фразу, и ее гневную интонацию.

Публицистика – род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным социальным и нравственным идеалом.

Изображение

Публицистика существует в следующих формах: в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматургической, словесно-музыкальной.

Жанры публицистического стиля: очерк, статья, заметка, репортаж, интервью, отчёт, статья, рецензия, обзор, очерк, эссе, фельетон, памфлет – письменные; ораторская речь, выступление, дискуссия, публичное выступление в средствах массовой информации (СМИ) – устные.

Типы речи, характерные для публицистического стиля: повествование (заметка, очерк, репортаж); описание (портретный очерк, рекламный текст); рассуждение (проблемная статья, судебная речь).

Общие стилевые черты: информативность, четкость, точность, логичность, простота, официальность, обобщенность; лаконичность изложения при информационной насыщенности; доходчивость изложения; эмоциональность, непринужденность высказывания; стандартизованность, актуальность, своевременность, воздействие (экспрессивность, полемичность, образность).

К языковым средствам публицистического стиля относятся:

лексические, связанные с подбором определенных слов:

·                     лексические клише (его величество факт, дружеская атмосфера);

·                     общественно-политическая лексика и фразеология: власть, государство, общество;

·                     эмоционально-оценочная лексика (милосердие, помыслы, насаждать);

·                     использование книжной и разговорной лексики;

морфологические средства публицистического стиля – это употребление:

·                     повелительного наклонения глаголов, настоящего времени глаголов, использование глаголов 1-го и 2-го лица в обобщенном значении:

От чиновников необходимо требовать выполнение законов – нейтральное повествовательное предложение. Требуйте соблюдения законов от чиновников! – повествовательное предложение стало побудительным, появилась эмоциональность;

·                     единственного числа вместо множественного (Русский парень в огне не горит);

·                     производных предлогов (в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом);

словообразовательные средства:

·                     суффиксы иноязычного происхождения (социализм, провокация);

·                     приставки вне-, внутри-, между-, противо-, все-, вос-, со-:

вневедомственный, внутрисистемный, междуведомственный,

противозаконный, всевластный, воссоздание, соавтор;

·                     иноязычные приставки анти-, архи-, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-;

·                     употребление сложных слов и аббревиатур: добрососедский, ЧП;

синтаксические средства:

·                     употребление коротких предложений, парцелляция (расчленение предложения), обращения к собеседнику, назывные предложения;

·                     безглагольные фразы: Банки – не только для банкиров;

·                     инверсия, риторические вопросы, восклицательные предложения, повтор, ряды однородных членов предложения.

·                     использование прямой речи, диалога (судебная речь, ораторская речь).

Образец текста публицистического стиля . 

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами (информационная заметка в газете).

Публицистический стиль, охватывает многие стороны нашей повседневной жизни. Чтобы еще более прояснить, что же такое публицистический стиль, кратко рассмотрим жанры, которыми он может быть выражен. Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Итак, жанры публицистического стиля:

Графический файл не найден

Этот небольшой перечень самых основных жанров можно дополнить следующими:

  • Эссе - общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в свободной форме, показывая свою позицию.
  • Фельетон - сатирическое или юмористическое изображение какого-либо события или лица.
  • Адрес (приветственный адрес) - письменное поздравление лицу или организации по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании. ·
  • Памфлет - произведение со злободневным социально-политическим содержанием обличительного характера. ·
  • Программа - изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, правительства.·
  • Манифест - воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащее программу и принципы их деятельности.
  • Прокламация - печатное воззвание агитационного характера, в т.ч. в виде листовки.

Таким образом, публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором.

5) Учебно-тренировочное упражнение. Определи жанр следующих текстов.

Текст № 1.

День оленевода

Ежегодно в последние выходные марта в северных городах, таких как Ноябрьск, Сургут, Салехард проходит праздник “День народов Севера”. Местные жители называют его День оленеводов. В город съезжаются коренные жители западной Сибири – ханты. Они прибывают на оленях, привозят свежую, на днях выловленную рыбу, раскидывают чумы и накрывают столы.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.

С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка – местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой. Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете).

С самого утра на главной сцене площади раздается непривычная музыка и песни коренных народов – необычно протяжная мелодия с использованием самобытных музыкальных инструментов.

Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться. Дети в восторге от такого развлечения. Хозяева чумов, раскинутых по периметру, также рады гостям и их кошелькам. За 500 рублей любой житель города может окунуться в атмосферу этого жилища: посидеть за столом, принять угощение от хозяев и пообщаться с ними.

Текст № 2.

Белый тигр на свободе

Сегодня в Зеленограде из цирка сбежал взрослый белый тигр. Тигра безрезультатно ищут уже четыре часа.

В Зеленоград, административный округ Москвы, две недели назад с гастролями приехал цирк «Максимус». Сегодня в 10:00 цирк потерял свою звезду — тигра Снежка. Снежок совершил побег из своего вагончика во время очередной репетиции программы. «Это первый подобный случай за всю историю нашего цирка— комментирует ситуацию директор «Максимуса» Иван Хищный. — Тигра уже ищут и найдут в ближайшее время. Человек, виновный в случившемся, уже уволен».

По словам Ивана, стажёр неправильно закрыл клетку Снежка. Животное выбралось из клетки и сбежало, когда вагон открыли, чтобы покормить тигров. Команда цирка сразу объявила тревогу и вызвала МЧС. Беглеца ищут уже четыре часа, но поиски пока безрезультатны.

«Как сквозь землю провалился, — удивляется дрессировщик Снежка Петр Иванов. — Теперь 220 килограммов “счастья” гуляют по Зеленограду. Странно, что хищник так быстро сориентировался в городе и смог скрыться».  По мнению Петра, тигр притаился в лесу и в скором времени обязательно отыщется.

По статистике, тигры убивают около сотни людей в год и занимают 12 место в списке самых опасных для людей животных. Однако в большинстве случаев люди сами провоцируют хищников на нападение. Будем надеяться, проблема будет устранена в кротчайшие сроки и никто не пострадает.

Текст № 3. 

Кормилец Севера

Тундра зимой неприветлива, безотрадна. Мороз и ветер царствуют на бескрайней равнине. Никакого проявления жизни! Кажется, необитаемая планета. Но что это там вблизи горизонта? Облако пара, и под ним что-то темное. Бинокль, обжигающий лицо окулярами, приближает картину – ты вдруг видишь шевелящийся на ветру низкорослый густой лес. Ба! Да это же рога. Это стадо оленей! Подвижная бурая масса приближается.

Видишь вдруг пастуха с собачонкой, не дающей стаду расплыться по белой бескрайности. Вблизи скопленье животных похоже на один организм. Но различаешь детали и видишь вдруг рядом с собой оленя, совсем не похожего на тех красавцев и гордецов, что ревут по лесам осенью. Приземистый, с тупорылой головой, которую украшают рога, непомерно большие, а какие-то тощие. Причем выясняется: с рогами – самки. (У других оленей самки рогов не имеют.) Самцы после предзимних свадебных драк рога сбросили, а самки будут носить всю зиму. Зачем? Пастух должен был знать. Но он пожимает плечами.

Разбредясь, олени стали кормиться. Боже, с каким же трудом доставалась им тут еда! Копытами они рыли снег, погружали в ямы волосатые морды и что-то там на чуть обнаженной земле находили. Мороз был под тридцать с колючим ветром. Пилот вертолета сделал нам знак поспешить. Отдав пастуху запас сигарет и кое-что из заплечных мешков, мы поднялись и уже сверху увидели стадо. Стараясь его не пугать, сделали круг. Все-таки видно было: звук и что-то движущееся вверху оленей пугало. Они стремились сбиться в кучу, видимо, чувствовали: так безопасней. В памяти и на пленке осталась черная россыпь мака по скатерти.

 6) Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Данные ниже слова запишите, распределяя по группам (понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слова из области психологии, слова, обозначающие внутреннее состояние.. переживания человека); каждый ряд продолжите 5-6 своими примерами. В словаре найдите значение непонятных для вас слов, составьте с этими словами словосочетания.

 Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдохн..влять, вел..к..душный, деструктивный, ко?ледж, волнующий, долг, д. .сто. .нство, заставлять, оправд..вать, оск..рблять, пам..ть, правосудие, прославлять, беспокойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че?ствовать, чу?ст-ва, чуткий, экстр..мизм, во?друзить, ком?юн?ике, собс?вен?ость, цивилизация, бе. .корыс?ный, кр..мин..ген?ый, кор?умпиро-ван?ый, одн..мандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транс?национальный, ал?янс, депутат?кий, журналис?кое рас?ледование, милосердие, безвозмез?ный, благ..действие, девальвация, консолидация, консенсус.

 Задание 2. Подберите по 10—15 слов с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-, составьте с ними словосочетания. Укажите, какую стилистическую окрашенность будут иметь эти слова, в каком стиле речи возможно их употребление. Выделите в подобранных словах суффиксы и окончания.

Задание 3. Определите, в каких стилях речи употребляются указанные фразеологизмы. Подтвердите свои выводы, построив с ними предложения.

 Сыграть (свою) роль, носиться в воздухе, ахиллесова пята, без экивоков, бить в набат, Боже упаси, втирать очки, пустить корни, пир во время чумы, душа нараспашку, взять на заметку, в самом деле, как говорится, у разбитого корыта, выйти в свет, увидеть свет, на каждом шагу, вилять хвостом, сплошь и рядом, с точки зрения, скрещивать шпаги, вносить (свой) вклад, в пер­вую очередь, вчера родился, другими (иными) словами, жребий брошен, задирать нос, играть роль, иметь значение, развесить уши.

Задание 4. Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи. Раскройте терминологические для соответствующей отрасли научных знаний значения этих слов.

 Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты, рычаги, инфляция. 

 Задание 5. В каких ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи.

 Толочь воду в ступе, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру.

 Задание 6.  В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы (вспомните, что такое перифраза). Подберите перифразы к данным словам.

 Врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.

 Задание 7. Отличаются ли по стилистической окраске синонимы; в каком стиле речи может быть использован каждый из них?

 1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу.

2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот.

Задание 8. Проанализируйте любой пост в социальных сетях ВКонтакте, Инстаграм , посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Определите стиль текста. Укажите лексические и стилевые особенности текста, назовите тип речи и его признаки (тема, идея). Найдите речевые средства, позволяющие отнести этот текст к публицистическому стилю речи.

Задание 9. Напишите заметку в газету, информационным поводом для которой стала одна из русских народных сказок (на выбор): «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремрк».