qwe

Навигация

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Изображение

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Изображение

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

Изображение

Изображение

Изображение
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Ближайшие события в Центре:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

28 апреля. Стилистика. Разговорный стиль речи

 28 апреля. Раздел "Стилистика". Тема занятия "Разговорный стиль речи"

Занятие посвящено разговорному функциональному стилю. Будут рассмотрены особенности разговорных текстов с точки зрения фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса; основные типы речи для разговорного стиля; основные жанры текстов разговорного стиля.

 План занятия

1) Разминка.

2) Орфографический  тренинг.

3) Синтаксический тренинг.

4) Изучение нового материала.

5) Упражнения на закрепление нового материала.

6) Задание для самостоятельной работы по теме

Н А Ч И Н А Е М !

 

1) Разминка. Разнообразим нашу речь.

Графический файл не найден  Графический файл не найден

Графический файл не найден  Графический файл не найден

 

2) Орфографический тренинг. 

Списывайте предложенные фразы каждый день - и увидите, как быстро повысится ваша грамотность. Весь фокус в работе зрительной и моторной памяти. Этот метод не требует заучивания правил. Время на выполнение задания - 5-7 минут.

Графический файл не найден

3) Синтаксический тренинг.

Графический файл не найден

Упражнение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Он себе решительно отказывал во всём он не возобновлял себе платья и, не держа слуги, сам себе чистил сапоги (Н.Л.).

2) Гостья при таких словах вся обратилась в слух ушки её вытянулись сами собой она приподнялась почти не сидя и не держась на диване.(Г.).

3) Одно немного странно поражало его слушателей в рассказах своих он часто говорил слова которые, не считаясь предосудительными в его обществе, здесь были несколько смелы... (Л.Т.)

4) Кто сердцу юной девы скажет люби одно, не изменись? (П.)

5) Все говорят нет правды на земле (П.).

6) Посмотри в тени чинары пену сладких вин на узорные шальвары сонный льёт грузин (Л.).

7) Я вгляделся то была молодая крестьянская девушка (Т.). 8) Теперь ты ещё молодой, глупый, молоко на губах не обсохло, и кажется тебе по глупости что несчастней тебя человека нет а придёт время, сам скажешь дай Бог всякому такой жизни (Ч.)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

4) Изучение нового материала. Разговорный стиль речи

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в ситуации непринужденной беседы, чаще всего в неофициальной обстановке и выполняет функцию общения, обмена впечатлениями. Основная форма его существования – устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в литературных произведениях). Материалы по этой теме можно найти в лекции профессора, доктора филологических наук Владимира Николаевича Базылева. ЛЕКЦИЯ

Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жестов, спонтанность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств, стремление к экономии речевых средств.

Графический файл не найден

На фонетическом уровне для разговорного стиля характерны:

·        высокая степень редукции гласных (щас, здрасьте);

·       свободный порядок слов, что связано с возможностью логического выделения слов интонацией: Хочу домой пойти. Домой хочу пойти. Пойти хочу домой.

На лексическом уровне для разговорного стиля характерны:

·       использование разговорной и просторечной лексики: ляпнуть, болтать, хлюпать;

·       использование жаргонизмов: умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван;

·       использование конкретной лексики, фразеологизмов, «крылатых выражений», общеизвестных цитат из фильмов, анекдотов;

·        редкое использование абстрактных слов и терминов.

Это объясняется задачей и условиями функционирования разговорных текстов: мы значительно чаще говорим о каких-то конкретных вещах, чем рассуждаем на абстрактные темы.      

Проявляется экспрессивность и оценочность в словообразовании:

·       при образовании вариантов имен собственных (Екатерина, Катя, Катюша, Катенька, Катюшенька, Катечка, Катька, Катюшка);

·       появляются авторские неологизмы: (копалка, включалка (на основе существующего понятного корня по продуктивной словообразовательной модели));

·       суффиксы субъективной оценки (карандашик, телефончик, большущий);

·       искажение литературных норм (Гер Саныч = Георгий Александрович, Пал Ваныч = Павел Иванович, инет – интернет);сокращение слов (диплом – дипломная работа, комиссионка – комиссионный магазин, валерианка – настойка валерианы).

Морфологический уровень характеризуется:

·       наиболее частым среди всех стилей употреблением личных местоимений (важно обозначить участников коммуникации);         

·      преобладанием глаголов над существительными;

·     редким использованием причастий и кратких прилагательных; почти не используются деепричастия, вместо них используются полные формы прилагательных (Я не голодный вместо Я не голоден); Когда я увидел Петьку, я ему крикнул вместо Увидев Петьку, я ему крикнул;

·       несклоняемостью сложных и составных числительных, склоняемостью аббревиатур (на МКАДе);

·       использованием частиц и междометий, которые выражают отношение говорящего к произносимому, его эмоции, настроение;

·        использованием времен и наклонений глагола в несвойственных им в книжных стилях значениях: Подруга говорит: «Ну, я пошла». – прошедшее время глагола имеет значение будущего времени; А Петька как крикнет! – глагол в форме будущего времени имеет, наоборот, значение прошедшего (описываются уже произошедшие события).

На синтаксическом уровне можно отметить:

·      употребление односоставных и неполных предложений:

– Мороженое будешь?

– Если только шоколадное….

·      редко использование сложных синтаксических конструкций;

·      преобладание бессоюзных предложений;

·      частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, обращений.

 Разговорный стиль бытует преимущественно в устной форме, однако эта устная речь, как мы уже сказали, может быть записана в виде художественного текста или его части (чаще всего речи персонажей), а также в виде такого жанра, как письмо.

Элементы разговорного стиля используются в публицистике, не только в устных публичных выступлениях, но и в письменных жанрах (очерке, заметке, статье). Использование в публичной речи элементов разговорного стиля в последнее время активизировалось. Но не следует впадать в крайность и использовать разговорные языковые средства там, где это не предусмотрено стилем и жанром текста, например, в сочинениях.

Письменными жанрами разговорной речи являются личное (частное) письмо, записка, дневник, SМS.

Личное письмо – способ неофициального письменного общения. Письмо позволяет достичь разных коммуникативных целей: сообщить о важных событиях, передать переживания, поделиться впечатлениями о чём-либо, призвать к чему-то, установить контакт с адресатом, сохранить сложившиеся отношения. Этот жанр предписывает использование этикетных формул приветствия и прощания, в остальном же он позволяет проявить свободу. Непринуждённость общения посредством письма выражается в произвольной смене тем, насыщенности эмоционально-экспрессивными выражениями, использовании неполных предложений и т.д.

Записка отличается от письма краткостью, иногда содержание записки может передаваться в форме намёка.

Как текст письма, так и текст записки может быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.

Дневник отличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо. Этим продиктовано активное использование вопросно-ответного хода, риторических вопросов, вводных слов и предложений, синонимов. Дневниковые записи – творческий процесс. Они помогают человеку оттачивать слог и, безусловно, совершенствоваться.

Посморите видеозанятие по теме "Культура разговорной речи", в котором вы получите практические рекомендации, как соблюсти чувство меры при дистантном общении (в чате, по электронной почте)   ВИДЕОЗАНЯТИЕ 

5) Упражнения на закрепление изученного материала

Упражнение 1. Найдите черты разговорного стиля речи.

 Он вошёл на урок сразу после звонка.

– Новенький! – обрадованно закричал Лёшка.

– Опять, небось, второгодник, – усмехнулся его сосед по парте.

– Молод он больно для второгодника, – возразили с третьего ряда.

– А он симпатичный, – кокетливо заметила Люська, поправляя причёску.

– Корольков Николай Денисович, – ответил тот.

– Никола, значит, – определил Петька и протянул новенькому руку.

Но тот смешался, покраснел и стал снимать очки.

– Ой, девочки, стеснительный! – восторженно зашептала Люська.

– Николай Денисович! – передразнил его Серёжка. – А ты, собственно, откуда к нам такой пожаловал?

– Я, собственно… из учительской пожаловал. Практикант я…

Упражнение 2. Исправьте текст. Вставьте, где уместно слова: и, а, потом, пока, с собой. Объясните подчёркнутые орфограммы. Докажите, что это текст, озаглавьте его. Определите тип и стиль речи.

В июне мы поехали к бабушке в деревню. Мы взяли с собой Чапку и Усика.(1) Вечером мы приехали к бабушке. Утром пошли на речку ловить рыбу.(1). Чапка рыла ногами землю. Я собирал червяков в баночку.(1).Пошли искать место на речке, я нёс удочку, Чапка баночку с червями, а мама и Усик – ничего.(2). Мы сели на берегу. Мы начали наживлять червяка на крючок.(1). Я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки. Мы вернулись домой с одной лягушкой.(1).Маму и Усика я больше не возьму ловить рыбу.

6) Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Определи, к какому жанру могут относиться приведенные примеры.

Графический файл не найден   Графический файл не найден

 Задание 2. Проанализируйте несколько новостных постов в социальной сети «ВКонтакте» или «Инстаграм». Есть ли среди них написанные в разговорном стиле. Объясните, почему авторы постов его используют.

Задание 3. Используя разговорный стиль речи, напишите творческую работу «Письмо другу» или «Страничка дневника» (на выбор).

Графический файл не найден