Навигация

С днем рождения!

    Педагоги
    • Расторгуева Оксана Анатольевна

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Корпоративный информационный портал муниципальной системы образования г.о.Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

 

Занятие «Введение в журналистику»

       Занятие  «Введение в журналистику»

Каждый из нас имеет своё представление о журналистике. Есть бесчисленное множество определений этого понятия. Вот наиболее компактное, но ёмкое по содержанию:  

Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через средства массовой информации (СМИ), такие как печатные издания, интернет-порталы, телевидение, радио и другие.

Если вы уже пишите и публикуете свои статьи или хотя бы размещаете сообщения в личном блоге – вы уже можете считать себя журналистом. Хотя в более традиционном понимании журналист или корреспондент – это сотрудник редакции, который пишет статьи или находится «в кадре» на телеэкране.    

Для того чтобы писать хорошие журналистские материалы вам предстоит освоить разновидности жанров и структуру статей (мы займемся этим на последующих уроках). Мы постараемся сделать максимум для того, чтобы учебный курс был для вас информативным и принес пользу.

 Правило 1. Чтобы научиться хорошо писать, готовить качественные журналистские материалы, нужно читать прессу. Сейчас многие издания имеют свои сайты и при наличии интернета вы можете в любое время ознакомиться с последними новостями. Я рекомендую вам читать каждый день газетные статьи и новости информационных агентств. Выбирайте ту информацию, которую вам интересно читать, которая будет вам полезна.

Не перегружайте себя информацией! Достаточно прочитывать несколько публикаций в день. Обращайте внимание на то, как написан текст, какие заголовки, как оформляются цитаты и так далее.

Позволю себе на мгновение отойти от темы журналистики и посоветовать один из приёмов тайм-менежмента, позволяющий сократить утечку нашего бесценного времени. Очень часто электронная почта и чтение новостей в интернете отнимают безумно много времени. Заранее определитесь - сколько минут вы выделяете на чтение газет и новостей в интернете (например, 15 или 30 минут). После того как выделенное время истекло, безжалостно закрывайте все газеты, журналы и страницы интернет-браузера и возвращайтесь к ним только завтра или во второй половине дня.

Вкратце рассмотрим жанры журналистики. Даже сами работники СМИ часто называют все журналистские материалы – статьями. Это не совсем правильно.

Статья – это один из жанров журналистики. В статье журналист обобщает события и факты, делает определенные выводы и прогнозы.

Есть и другие жанры. Теоретики журналистики спорят, что считать жанром и какие их виды выделять. Заметка, репортаж, интервью, комментарий, фельетон, эссе, есть и другие. Часто жанры, так или иначе, смешиваются. Например, это может быть репортаж с места событий, но в нём будут присутствовать фрагменты интервью или комментарий специалиста.

Заметка – это информационное сообщение, которое отвечает на простые вопросы такие как «что произошло?», «где?», «когда?», «к чему это привело?». Таких сообщений много в печатных изданиях. Как правило, это небольшие сообщения, которые легко отличить от других жанров, таких как интервью или большая статья.

Репортаж – это сообщение, сделанное непосредственно с места событий. Когда в теленовостях мы видим журналиста, который передаёт, например, со стадиона, на котором проходит Чемпионат мира по футболу – это репортаж.

Интервью это прямое общение, разговор журналиста с интервьюируемым, как правило, это известный человек или общественно-значимая личность. Интервью строится по принципу «вопрос-ответ». И тут талант журналиста проявляется в том, чтобы задавать «правильные» вопросы, на которые будут даны интересные, развернутые ответы.

Комментарий может быть и методом, и жанром журналистики. Как метод его можно включить и в статью и в репортаж. Как отдельный жанр – это публикация, которая объясняет, «комментирует» какие-либо важные события.

Фельетон – это сатиристическая, высмеивающая публикация, написанная с юмором и непременно на актуальную тему.

Эссе – это небольшое сочинение, свободное по своей композиции. В прошлые века это был ведущий жанр журналистики.

Теперь давайте разберём структуру новостной заметки. Из чего состоит новостная заметка? Из новостного повода, подробностей и бэкграунда. Ну и конечно нужен интересный краткий заголовок. Новостной повод – это некая новость, событие, то, что произошло сегодня или на днях. Подробности – они и есть подробности, расскажите о произошедшем более детально. Бэкграунд – предыстория, факты из прошлого, относящиеся к рассматриваемому событию.

Правило 2. Избегайте тавтологии. Это повтор одних и тех же или близких по значению слов. Любой грамотный человек должен избегать тавтологии в своей речи и письмах. «Масло масляное» не пошло на пользу еще ни одному тексту или выступлению. Примеров можно привести много. «В классе было 12 девочек учениц» (итак понятно, что ученицы – девочки, лучше использовать одно слово - либо «ученицы», либо «девочки»). «Пришел сантехник и когда пришел, сказал, что пришел починить кран» (доводим до абсурда, но подобные высказывания встречаются и в устной речи и в газетных материалах).

Контрольное задание:

Наш учебный курс предполагает выполнение некоторых практических, контрольных заданий. Мы постараемся предлагать вам задания, выполнение которых не требует большого количества времени.  

1.Напишите небольшую новостную заметку (учебную, игровую), учитывая, что в любом материале должна быть основа (какая-то новость), цифры, цитаты, заголовок, другие подробности, можно добавить бэкграунд. Если у вас уже есть свои материалы, где центральной мыслью проходит какое-то событие/новость, пожалуйста, пришлите мне одну из них. Если нет, тогда давайте напишем её прямо сейчас. Мы только учимся, поэтому воспринимайте это задание как игру. 

Например, если бы я выполняла это упражнение, я бы написала статью «В 55 - жизнь только начинается» и описала бы недавно прошедший День рождения моей родственницы. Упомянула бы, где проходило торжество, кто был среди приглашенных и кто какие слова произносил во время тостов. А завершила бы позитивным абзацем о своем отношении к имениннице. Импровизируйте! Возьмите за новость что-то произошедшее в вашей семье или в городе, ваше обучение по журналистике или что-то еще.

2. Вышлите ответы на контрольное задание. 

3.Задавайте свои вопросы - это тоже необходимая часть обучения.