Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC
Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг
Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи
Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:
Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!
Заказать обратный звонок
Заявка на обучение
Педагог Тарасенко Наталья Анатольевна
4-й год обучения.
Ваши вопросы, выполненные задания и творческие работы присылайте на мою почту tarasenkocom@mail.ru
25 апреля. Тема занятия "Тема одиночества поэта в стихотворениях Марины Цветаевой "Поэт", "Все повторяю первый стих"
Посмотрите видеофильм о творческом пути поэта Марины Цветаевой. ВИДЕО
Состояние одиночества -- одно из наиболее характерных состояний Цветаевой. В юности, а затем в молодости она ощущала одиночество не по годам, тоску по чьей-то заботе, жаждала быть нужной другим и остро страдала от своей ненужности. Конфликт между бытом и бытием, несовместимость небесного и земного, высокого избранничества поэта с его мирским существованием породили это состояние в ней. Этот конфликт пронизывает все ее творчество, приобретая самые разные оттенки, а в центре его -- сама Марина Цветаева. Лирическая героиня Цветаевой одинока от несбывшейся любви или дружбы, одинока как поэт, противостоящий миру, одинока в своем мироощущении и миропонимании. С одиночества начинается творческая самостоятельность.
Час ученичества! Но зрим и ведом
Другой нам свет, -- еще заря зажглась,
Благословен ему грядущий следом
Ты -- одиночества верховный час! («Ученик», 1921)
Она уходила в одиночество, неизменно сопровождавшее ее, «ибо странник Дух и идет -- один», и бывшее одновременно и величайшим страданием, и величайшей благодатью. Благодатью, так как только внутри себя можно обрести свободу:
Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и обретай свободу...
Свободу, необходимую, чтобы творить. Ей было свойственно стремление творить, созидать так, чтобы «лучше нельзя»; жажда быть необходимой, незаменимой тому, кто затронул в данный момент ее творческое воображение, ее душу. Не находя себя в реальности, она уходила в себя, в свою Душу. «Вся моя жизнь -- роман с собственной душой», -- говорила она.
«Я не верю стихам, которые льются, рвутся – да!» - эти слова Марины Цветаевой стали символом её лирики. Всех поэтов она делит на две категории: «поэты с историей» и «чистые лирики». Себя она относит ко второй категории. Чистая лирика живёт чувствами, у которых нет развития и логики, они непоследовательны и подобны пламени факела.
Продолжая традиционную для русской лирики тему поэта и поэзии, Марина Цветаева показывает вечное противостояние поэта и толпы. Своеобразие решения этой темы заключается в том, что лирическая героиня всегда абсолютно тождественна личности поэта. Раскрывая образ лирической героини, мы раскрываем и образ поэта. «Безмерность в мире мер» - эти слова наиболее ярко характеризуют художественное мироощущение поэтессы. «Мир мер» - это земная жизнь с её чётко обозначенными границами, с её статичностью, материальностью, неподвижностью и устойчивостью. «Безмерность» - это отсутствие границ, это бесконечность и вечность, запредельность. Это человеческая душа, безграничная, как вселенная, всеобъемлющая, вмещающая в себя весь мир. Лирическая героиня ранней Цветаевой не устаёт непрерывно объясняться в любви к миру, выражает эту любовь страстно, часто «с дерзостию гордого вызова». В стихотворении «Молитва» она «жаждет чуда», «сразу – всех дорог». Неистребимая жажда жизни буквально захлёстывает её, переполняет через край – безмерно, нестерпимо. Это поистине редкое жизнелюбие парадоксально сочетается с мыслями о смерти, с её желанием перешагнуть тонкую, незримую грань, отделяющую бытие от небытия.
Романтический образ поэта, противостоящего земному миру, создан и в цикле, который так и называется – «Поэт». Здесь снова используется антитеза – излюбленный приём Цветаевой. Мотив трагического одиночества поэта усиливается. Он – «слепец и пасынок» среди тех, кто зряч и имеет родного отца. «Певец и первенец» не знает, что ему делать в этом мире, где равнодушные «зрячие» называют плач насморком, их не трогает чужое горе. Здесь «вдохновение хранят, как в термосе», а «наичернейший – сер». Здесь царит расчёт, а зло примелькалось и никого не возмущает. В стихах Цветаевой раскрывается мятежная, неуспокоенная, изменчивая и вечно обновляющаяся душа поэта, рождённая быть крылатой.
М.И. Цветаева делила всех людей на поэтов и не поэтов. Как поэт, она вместила мыслителя и художника, романтика и человека, задавленного бытом. «Поэт», по М. Цветаевой, противопоставлен миру, непонятен ему, отвержен и одинок. Это порождает трагический пафос ее стихов:
Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы и что ей хаты!
М. Цветаева много писала о сущности «Поэта», о его месте в мире и во времени. «Поэт» – помазанник Божий, а поэзия – высшее ремесло. «Поэт для нее» – глас Божий на земле:
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан –
Собеседницы и Наследницы!
«Поэт» – слуга стихий, поэтому процессом творчества управляют стихии, а не разум. Поэтический дар – это звезды и цветы, живущие свободно и независимо:
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.…..
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка!
Выполняя свою пророческую миссию, «Поэт» уже не боится ничего, ему не страшно оказаться «у жизни на краю»:
Поэт – «утысячеренный человек», по Цветаевой он не похож на других людей, живет как бы без кожи, его реакции до предела обострены, он чужой в этом мире, потому что не может справиться с обыденной жизнью:
Как по канату и как на свет,
Слепо и без возврата.
Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан, остальное – взято.
Настоящий поэт живет в сотворенном им мире, он за земле представитель Царства Верхнего. Держится он на одном тире. Ему подвластно многое, что недоступно просто человеку.
Таким образом, «Поэт» представляется М. Цветаевой непостоянным бунтарем, изгоем, обреченным жертвовать чем–то, чтобы творить; у него «не должно быть «лица», у него должен быть голос: «голос его – его лицо».
Задание для самостоятельной работы:
1) Вспомните стихотворение Федора Тютчева "Silentium". Есть ли общее во взглядах на поэтическое творчество этих двух поэтов? Наишите мини-эссе на эту тему.
2) Прослушайте стихотворение Марины Цветаевой "ВСЁ ПОВТОРЯЮ ПЕРВЫЙ СТИХ".
Найдите информацию об истории создания этого стихотворения и ответьте на вопросы.
1) Когда было написано стихотворение?
2) Чьи строки взяты в качестве эпиграфа?
3) Была ли М.Цветаева знакома с автором этих строк?
4) Кто тот "седьмой", на кого не накрыли стол?
5) Читал ли автор строк, ставших эпиграфом, это стихотворение Цветаевой?
3) На стихи Марины Цветаевой написано много песен и романсов. послушайте два произведения.
ВОТ ОПЯТЬ ОКНО. Музыка М.Таривердиева. Исп Е. Камбурова.
МОНОЛОГ. Музыка М.Минина. Исп. иеромонах Фотий.
4) Как вы думаете, оправдано ли исполнение (после определнной адаптации) мужчиной стихов, написанных женщиной о себе? Предварительно вы можете сравнить это исполнение с другим, чисто женским исполнением.
МОНОЛОГ. Музыка М.Минина. Исп. Алла Пугачева
Интересный дополнительный материал о творчестве Марины Цветаевой вы найдете в лекции доктора филологических наук Натальи Ивановой ЛЕКЦИЯ
И в лекции поэта, литературного критика, доктора философских наук Константина Кедрина ЛЕКЦИЯ
18 апреля. Тема занятия "Тема одиночества поэта в стихотворениях Сергея Есенина "Я обманывать себя не стану", "Не жалею, не зову, не плачу"
Имя русского поэта Сергея Александровича Есенина вызывает в сознании каждого человека, скорее всего, образ России – «шестой части земли с названьем кратким «Русь». Действительно, в творчестве этого замечательного лирика образ России занимает важнейшее место. Россия у него – патриархальная, деревенская, «живая», а себя Есенин назвал «последним поэтом деревни».
Так получилось, что Октябрьская революция, произошедшая в 1917 году, лишила Есенина основной темы его творчества. Новому советскому государству не нужны были лирические признания в любви к родине – ему нужны были «агитки» Бедного Демьяна» или чеканный стих Владимира Маяковского. А поэзия Сергея Есенина воспринималась и утверждалась официальной идеологией как чуждая и враждебная. Недаром он в том же 1922 году напишет: «…Я отовсюду гонимый, средь железных врагов прохожу».
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе, —
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
1922
В стихотворении Есенина ясно просматриваются образы природы и человеческой жизни: расцвет, жизнь с ее устремлениями и ожиданиями, увядание и смерть.
Грусть поэта не в том, что жизнь когда-то закончится, он грустит о том, что пролетел над своей жизнью слишком быстро.
Образ «Пегаса» всегда рассматривался как вдохновение, творчество. В стихотворении Есенина он дает образ розового коня – творческой мечты. Розовая мечта всегда ассоциировалась с нереальностью, юношеской или детской мечтательностью. Есенин говорит о розовом коне, сравнивая свою поэзию с розовой мечтой.
В конце стихотворения поэт обращается к смерти, но не остается, «не увязает» в этой тяжелой теме. Лишь слегка касаясь ее, поэт благословляет все временное, что украшает жизнь людей, чему суждено цвести и умирать. Он дарит этому временному вечное благословение.
Мимолетность событий и самой жизни поэт изображает даже не цветом яблони, он сравнивает ее с дымом, который исчезает, не оставляя следа. Увядание – не только грусть, но и драгоценность, ведь автор сравнивает его с золотом. Осенний холод бывает и на сердце, когда оно уже не отзывается живо на события жизни и не подталкивает снять защиты с души, а с ног – обувь, чтобы ощутить прикосновение жизни, касание травы.
Напоминание о весне мы видим также в словах «дух бродяжий» и в упоминании о «буйстве глаз» «половодье чувств». В этом катрене поэт раскрывает весну жизни и природы такой, какой он ее помнит.
Но приходит усталость, когда поэт становится «скупее в желаньях» и лишь следит взглядом за пролетевшей жизнью.
Подобный взгляд обычно встречается у тяжелобольных людей и у стариков. Но поэту лишь 26 лет… Он не сообщает о внешних причинах, которые дали толчок к написанию стихотворения, но смотрит на конец и смерть, словно подводя итог всей своей жизни. Стихотворение написано как исповедь – грустный рассказ главного лирического героя о своей жизни. Если раньше он не задумывался о конце, то сейчас понимает, что ни слава, ни талант не могут изменить того, что все когда-то закончится. Но в конце герой приходит к покою и примиряется с судьбой. В творчестве Есенина нередко встречаются темы жизни и смерти, прощание с молодостью, странника, находящегося в пути. Грусть прощания с прошлым сквозит во всем произведении, но поэт не бунтует, не пытается вернуть время вспять. Он благословляет жизнь и смерть.
Это прекрасное стихотворение положено на музыку, и его пели и поют тысячи людей. Прослушать песню "Не жалею, не зову, не плачу" в исполнении Алексея Покровского.ВИДЕО
Его можно по праву считать одним из лучших произведений поэта
Дополнительные материалы о жизни и творчестве Сергея Есенина на сайте ЕСЕНИН.РУ
11 апреля. Тема занятия "Выражение невыразимого. Ф.И.Тютчев «Silentium»: самоценность внутреннего диалога".
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник. Подробно о его биографии можно прочитать на сайте "КУЛЬТУРА.РФ" в рубрике ПЕРСОНА.
Сегодня речь пойдет об одном единственном стихотворении Тютчева - "Silentium".
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..
О точной дате написание стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Стихи Тютчева всегда выделялись тем, что они писались для себя, а не для публики. Поэт не старался удовлетворить публику. Для него это было что-то вроде личного дневника. Но благодаря одному из его товарищей, сегодня мы можем наслаждаться его замечательной и очень личной поэзией. Данное стихотворение появилось в 1830 году. Оно называется «Silentium!», что в переводе означает «Молчание!» или «Молчи!». Произведение часто переписывалось из-за того, что для Тютчева оно было особенно важным. Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого произведения. Поэт был без ума влюблён в прекрасную немку и в момент их отношений был поистине счастлив.
Тютчев был сдержанным и спокойным человеком. Эти качества многие воспринимали как отрешённость и холодность и чтобы убедить невесту в искренности своих чувств и открыться ей, он показал ей эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом. Так невеста лучше поняла его романтичную и стеснительную душу. Данное стихотворение – чистейшая философская лирика. Размышление о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешнего. Чтобы жить в гармонии со своим я, нужно таить чувства и мысли от других людей.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Стихотворение служит наставлением к самому себе. Молчи, не показывай свою душу никому. Пускай твои чувства будут в глубине твоей души, пусть они рождаются и умирают как звёзды ночью, любуйся ими, но никому не доверяй. Эта мысль позже обретёт новую жизнь встихах многих авторов, в том числе, в стихотворении "Не выходи из комнаты. Не совершай ошибку" Иосифа Бродского.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Всё что ты скажешь, могут понять неправильно, а значит точно поймут неправильно. Всё что сказано, заведомо не то, что ты думаешь. "Взрывая, возмутишь ключи" пытаясь объясниться или роя глубоко, замутишь ключи правды своей мысли грязью домыслов других людей. "Питайся ими (и чувствами, и мечтами) - и молчи" - не выказывай своих мыслей и чувств перед другими, проживай их сам внутри себя.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..
Прослушай стихотворение в записи, посмотрев это ВИДЕО.
Ответь на несколько вопросов.
1. Сформулируй тему стихотворения. Проверь себя.
2. Какова композиция стихотворения. Проверь себя.
3. Назови жанр стихотворения. Проверь себя
4. Какие средства выразительности ты можешь выделить в стихотворении? Проверь себя.
5. Какой эмоциональный отклик это стихотворение вызвало в твоей душе?. Напиши несколько строк.